Может ли хорошее вино быть дешёвым?


По сути дела, все вино разное. И назначенная за него цена во многом говорит лишь о том, как оценивает его производитель или торговец. Впрочем, подробнее об этом рассказывают в интервью журналу The Village профессионалы. Итак, ниже какой цены вино точно покупать не стоит, на что обращать внимание при выборе недорогого вина, как правильно его пить и о других нюансах.
СЕРГЕЙ АКСЕНОВСКИЙ
бренд-шеф-сомелье ресторанного холдинга Maison Dellos (рестораны «Кафе Пушкинъ», «Оранж 3» и другие)
Цена — это некая отправная точка для тех, кому сложно ориентироваться. Я больше обращаю внимание на регион и страну-производителя.
Я бы разделил тему хорошего недорогого вина на несколько частей: что выбирать, как выбирать и как пить. Последнее играет немаловажную роль. Процессу распития вина, к сожалению, мало кто уделяет внимание за пределами ресторана. Дома обычно мы правил не всегда придерживаемся, не заморачиваемся насчёт правильной температуры и правильных бокалов. Но всё по порядку.

Что и как выбирать
За хорошим дорогим вином я бы советовал пойти в специализированные магазины, винотеки, но в случае с вином недорогим я, наоборот, советую идти в супермаркеты, они за счёт своих объёмов могут обеспечить выгодную цену. Можно, конечно, наткнуться на хорошие цены и в бутике, но это скорее исключение. На Западе, кстати, сетевые супермаркеты уже давно озадачились вопросом просвещения покупателей посредством собственных винных гидов. Например, в британском Tesco уже лет десять как выпускают гид в виде буклета. В нём есть свои рейтинги, свои опознавательные знаки, которые призваны помочь покупателю с выбором вина. Если вы хотите купить недорогое, но хорошее вино, нужно идти в серьёзные сетевые супермаркеты, в такие как, например, «Ашан», «Перекрёсток» и так далее.
Недорогое вино у всех своё. Для кого-то 300 рублей — это предел, для кого-то —400, 700 и так далее. Но, откровенно говоря, очень сложно найти на прилавке магазина более или менее нормальное вино меньше, чем за 600–700 рублей. На самом деле сейчас эта цифра стремится к тысяче рублей. Вы, как частный клиент, можете заказать вино у компании-импортёра. Так оно вам обойдётся гораздо дешевле, чем в магазине и тем более в ресторане. Для этого в виноторговых компаниях существуют отделы частных/корпоративных клиентов. Попав в базу таких клиентов компании, можно рассчитывать и на вполне себе разумные цены и доставку вина. Условия у всех компаний разные. Но если рассматривать супермаркеты, повторюсь, 600–700 рублей, на мой взгляд, это на данный момент предельно низкий показатель цены, ниже которого брать можно только в том случае, если ты уверен в том, что берёшь.
Понятно, что вина Старого Света стоят, как правило, дороже, это не новость. Поэтому мы ориентируемся на Новый Свет — Чили, ЮАР, Новую Зеландию и Австралию. Мы не обращаем внимания на винтовую пробку: как мы уже знаем, это не показатель качества вина (также пробка может быть каучуковая, полиуретановая, композитная и так далее, это в данном случае просто снижает стоимость упаковки). Недорогие вина — это молодые вина, которые нужно пить прямо сейчас, и свыше 80 % таких вин производится именно с винтовыми пробками. Если вы встречаете на полке недорогое вино с каким-то ветхим годом — даже позапрошлым — это скорее всего говорит о том, что такое вино из старой закупки (что, опять-таки, может позволить магазину сделать более низкую цену на него). Но оно могло неправильно храниться. Не всегда магазины располагают правильными условиями хранения (температура, влажность, отсутствие яркого света и посторонних запахов на складах, хорошая вентиляция). Вино демократичного формата, как правило, очень ходовое и быстро расходится. Поэтому мы обращаем внимание на год — чем моложе, тем лучше для недорогого вина.
Также мы смотрим в сторону белых вин. Как показывает опыт, именно белое вино проще найти по приемлемой цене. Недорогое полусухое белое вино проще найти, чем нормальное полусухое красное. Кроме этого, отдаём предпочтение моносортовым винам, то есть винам из одного сорта винограда. Как правило, название сорта можно увидеть на этикетке вина. Всё, что более одного сорта, — уже ассамбляжные вина. Моносортовые вина, как правило, более понятные.
Сортовые характеристики винограда в вине — это основа, словно буква в алфавите, изучив их, вы сможете составлять слова, то есть постепенно узнать их в ассамбляжном вине.

Воспитывать в себе вкус
Вкус — это мышца, его нужно воспитывать. Даже если вы им не обладаете, его можно развить, как любой навык, если есть интерес и мотивация. В случае с телом мы занимаемся спортом, в случае с вином — дегустируем. Благодаря этому рецепторы становятся более развитыми, искушёнными, и со временем распознают всё больше нюансов. Но только в том случае, если вы делаете всё осознанно. Не просто выпили и забыли. Нужно делать усилие и, даже в случае с дешёвыми винами, читать этикетки, запоминать, фотографировать.
Сейчас масса мобильных приложений по вину. Тем, кто начинает интересоваться вином, я бы посоветовал пользоваться, например, приложением Vivino. Это предельно простая история: любой человек, распивая бутылку вина, фотографирует этикетку через приложение, сканер распознаёт вино, и вы тут же получает доступ к информации о своём вине: внутренний рейтинг этого вина, отзывы, сколько людей его пробовали, цену, регион, информацию о производителе. Затем вы можете разместить в программе локацию места, где пили, с кем пили, свои впечатления от выпитого вина, которые далее увидит другой пользователь, отсканировавший то же самое вино. Минус этой программы — субъективизм. Пользователями являются непрофессионалы, а потому отзывы и рейтинги часто странные.
Если совсем грубо говорить, то есть сорта сложные, комплексные, благородные, а есть попроще. Из последних легче найти недорогое вино — это, к примеру, мерло, шираз, пинотаж (красные), пино гриджио, совиньон блан, шардоне, рислинг (белые). Есть более сложные сорта — гевюрц, пино нуар, неббиоло: дешёвые вина из них в принципе редкость. Но, опять-таки, повторюсь, этот очень грубое объяснение.

Три составляющие винодельческого бизнеса
Часто сами виноделы выделяют три составляющие своего бизнеса. ПЕРВАЯ — ТЕРРИТОРИЯ, то есть совокупность климатических и природных показателей, которые в итоге влияют на вино. Это почва, подземные воды, экспозиция склона относительно сторон света, удалённость от моря и так далее.
ВТОРАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ — ПРОИЗВОДСТВО. У винодела масса инструментов в рамках законодательства, благодаря которым можно влиять, корректировать сам процесс производства вина. Сюда же относится и работа на винограднике. Это целая наука.
ТРЕТЬЯ — МАРКЕТИНГ. Сделать вино — это одно, важно уметь его продавать. И здесь часто усилиями одного винодела не обойдёшься. Производители вин объединяются в ассоциации, консорциумы, союзы по защите, продвижению, популяризации собственных вин, регионов производства вина. Как пример — ситуация с австрийскими винами в России. Проведение ежегодных салонов австрийских вин в Москве за несколько лет сделало своё дело. Австрия производит потрясающие вина, но и здесь важно осознанное продвижение продукта. Сейчас любая винная карта приличного московского ресторана без австрийских вин не обходится. Поэтому пренебрегать маркетингом невозможно.
Если говорить о маркетинге в плане его доли в цене бутылки недорогого вина, то, наверное, здесь стоит искать серьёзные бренды, потому что они могут позволить себе держать уровень качества, для них это проще, нежели для мелких производителей. Кстати, как правило, мелкие производители продают свой виноматериал более крупным, которые его смешивают и выпускают под своим брендом. Если уж обращать внимание на компанию, то следует выбирать крупных производителей.

Как пить
Уже много всего сказано и написано на эту тему. Якобы можно и хорошее вино запороть так, что ты не испытаешь ничего: если подать его при неправильной температуре или пить из неправильного бокала. Следуя этой логике, выходит, и недорогое вино можно сделать более интересным, усложнить его всего лишь за счёт правильной подачи. Конечно, вино за 320 рублей, поданное при правильной температуре, не станет амброзией в вашем бокале Riedel, но по крайней мере попробуйте. Это будет полезный опыт.
Если вы заморачиваетесь с пикником, заморочьтесь с бокалом, температурой вина. Удовольствия получите больше. Конечно, можно, как в студенческие годы, пить вино из пластиковых стаканчиков, но в таком случае вы просто заливаете что-то в себя. Ни о какой органолептике в принципе говорить не приходится.
Что такое правильная подача? Это в первую очередь температура. Охлаждать нужно и красные, и белые вина. Почему это важно? Разные ароматические составляющие имеют разный вес и испаряются с разной скоростью при разной температуре. Если вы подаёте вино тёплым, большинства ароматических компонентов вы просто лишитесь: улетучатся. Уж лучше немного переохладить вино и дать ему возможность согреться в бокале (для пикника можно охладить чуть больше и завернуть бутылку в фольгу, чтобы она дольше сохраняла температуру). Оно, кстати, очень быстро в нём нагревается, поэтому держать бокал нужно за ножку, чтобы не нагревать его от руки.
Все красные вина должны быть охлаждены до 16 градусов. Розовые и белые нужно охлаждать больше, от 9 до 11 градусов. Просто положите бутылку в холодильник на 30–40 минут.
Обзаведитесь одним универсальным бокалом. Он имеет бордосскую форму — с незапаенным, срезанным краем. Есть такие обезличенные винные бокалы, так называемые джокеры, из толстого стекла, из них любое вино будет одинаковым и в аромате, и на языке.
У меня дома, как у любого человека, который занимается вином, несколько бокалов, потому что я знаю, что это влияет на восприятие вина. Я не сильно заморачиваюсь: у меня пять бокалов. Два для игристого: более узкий и высокий для просекко и более крупный для шампанских вин, который больше напоминает винный — чем более серьёзное шампанское, тем более объёмный должен быть бокал. Ароматика появляется за счёт испарения, за счёт взаимодействия кислорода с вином, и чем больше площадь соприкосновения, тем больше площадь испарения, и тем более яркий будет аромат. Если бокал широкий в середине и зауженный кверху, то аромат будет более концентрированным. Кроме этого, есть один бокал под белое вино — совиньон блан и рислинг, один универсальный бордосский бокал, ещё большой бордосский бокал для бордо и самый большой — совсем для серьёзных вин, например для пино нуар.
Ну и не забывайте: чем проще вино, тем проще должна быть закуска. В конце концов, вино всегда было и есть спутником трапезы. Пейте вино, дегустируйте, записывайте свои впечатления, изучайте вино. Всё познаётся в сравнении. Все мы когда-то начинали с недорогого вина.

АНТОН ОБРЕЗЧИКОВ
винный эксперт
Вино — такая материя, оценить которую иногда бывает довольно сложно, как предметы искусства. Есть некачественно дешёвое вино, но есть и неудачное дорогое. Очевидно, что есть некий нижний ценовой порог, после которого в стоимость вина «на полке» не входит почти ничего, кроме стоимости стеклянной бутылки и затрат на её укупорку.
Бутылка вина, сделанная в Европе, не может стоить один евро просто исходя из трудозатрат виноградарей. При этом, скажем, уже за полтора евро в Италии, например, если знать места, вполне можно купить литр вменяемого столового вина наливом — из автомата, похожего на бензоколонку. Это вино не будет выдающимся или запоминающимся по своим характеристикам, но, если оно будет просто нормальным, без косяков, сделанным при определённом стечении обстоятельств, с правильными людьми и в правильном месте, вы можете выпить его с огромным удовольствием, например, на спонтанном пикнике с какими-нибудь локальными закусками.
Что из этого следует? В вине крайне важна эмоциональная составляющая. Разумеется, вино за 100 евро за бутылку будет отличаться от вина из «бензоколонки» — оно будет более насыщенным, с более сложными ароматами в букете, оно будет жить и развиваться в бокале, и вы поймёте это без труда, тогда как вином за полтора евро вы будете просто запивать еду — как водой, но только вином.
Будет ли отличаться вино за тысячу евро за бутылку от вина за сто евро за бутылку? Несомненно, но если вы будете сравнивать и то и другое с вином «из бензоколонки», вы вряд ли заметите разницу — скорее их нужно будет сравнивать между собой. Может ли быть вино за тысячу евро плохим? Да, оно может оказаться испорченным, например, болезнью под названием «пробка», но если уж вы покупаете такие вина, то, наверное, сможете доказать дефект людям, которые вам его продали, и, по-хорошему, они должны вернуть вам деньги, будь то сомелье в ресторане или импортёр.
Кроме того, дорогие вина иногда подделывают, как и предметы искусства. Стоит ли переплачивать условную разницу между бутылкой за сто и бутылкой за тысячу евро? Это, честно говоря, кому как. Вина за 5, 10, 15, 50, 10, 500 и 1 000 евро за бутылку могут быть великолепными каждое по-своему, главное — не стараться сравнивать их между собой исключительно по параметру цены и с пеной у рта доказывать кому-либо, что бутылка «Массандры», которую ты вчера в «Ашане» брал за 400 рублей, круче вот этого португальского портвейна за 4 тысячи рублей. Если винодел назначил за своё вино такую цену, видимо, он что-то хотел сказать этим. Если цена на ваше любимое вино режет вам глаз по сравнению европейской, попробуйте найти что-то похожее по стилю, но только дешевле. Всё вино разное — это, собственно, и есть главный смысл «послания в бутылке».
|
</> |