земной и небесный план
ulliana_art — 05.01.2023
к теме Откуда взялись такие шапки у русских
царей?: Шапка ерихонская (1621) царя
Михаила Фёдоровича (1596—1645), ранее Шлем святого великого
князя Александра Невского....
«На его рифленом куполе золотой насечкой выполнены
изображения короны...
... да посреди шапки короны наведены золотом же...
Шлем относится к типу турецкого или персидского
Кулах-худа или Chichak (шишак). Он напоминает этот тип без
каких-либо особых отклонений. Шлем колокола покрыт золотыми
гравюрами (Niello). Среди мотивов – три короны и изречения (суры)
из Корана, которые расположены ниже кончика шлема. Драгоценные
камни и жемчуг крепятся ко всему шлему в настройках. На верхнем
конце носа железом находится пластина с эмалевой работой,
которая выполнена в виде Архангела Михаила.
Согласно
легенде, шлем Невского был перекован в XVII веке специально
для Михаила Федоровича, первого царя династии Романовых.
И вдруг – арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это?
13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием
помощи от Аллаха и скорой победы». >>>
Три короны (с православными крестами), к каждой (?) по одному
изречению-посланию:
1. помощь от бога,
2. и близкая победа,
3. и возвести (это) благо верным
Архангел Михаил
Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка
эл», где «ангел», греческий перевод др.-евр. מלאך «малах»,
означает «посланник», а с добавлением к слову «ангел» приставки
«арх» — «старший посланник».
«Ми ка эл» (др.-евр. מיכאל) буквально означает вопросительное
«Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».
.... Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать:
«Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший
полномочный посланник Эля». ..
На груди — греческий крест:
В Константинополе святой архангел
Михаил считался великим небесным защитником и, как говорят
участвовал в различных битвах на протяжении всей истории
христианизированной Римской империи.
Его главное святилище, Михаилион: одно из самых ранних и известных
святилищ, посвященных Святому Архангелу Михаилу в Римской империи.
Согласно традиции, был построен в 4 веке императором Константином
Великим (годы правления 306–337) над древним языческим храмом, и
располагался чуть севернее Константинополя (современный Стамбул)...
на европейском берегу пролива Босфор.
Михаил VIII Палеолог
(1223–1282) — византийский император греческого происхождения,
основатель династии Палеологов.
Константинополь: в 1204 году армии Четвертого крестового похода
взяли и опустошили город, и в течение нескольких десятилетий его
жители проживали под латинской оккупацией в сокращающемся и
обезлюдевшем городе. В 1261 году византийский император Михаил VIII
Палеолог освободил город, и после восстановления при династии
Палеологов он пользовался частичным восстановлением. С приходом
Османской империи в 1299 году Византийская империя начала терять
территории и город начал терять население. К началу 15-го века
Византийская империя была сведена только к Константинополю и
его окрестностям, наряду с Мореей в Греции, что сделало ее
анклавом внутри Османской империи. Город был
окончательно осажден и завоеван Османской империей в 1453 году,
оставаясь под ее контролем до начала 20-го века.
via Герб Палеологов и флаг и рядом — знамя из
Первого русского иллюстрированного (цельногравированного)
букваря. Букварь Кариона Истомина. Москва, 1694.
Гравер Леонтий Бунин.
здесь же — митра с короной, Шишак, Шапка,
Венец:
Церковь — культовое сооружение, предназначенное для собрания
христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.
Церковь (сбор / собор):
коРоНный ярус -- уРовеНь (праслав. *оrvьnъ)
Другую книгу Кариона Истомина открывает парадная
миниатюра. Композиционно вся миниатюра делится на два плана:
земной и небесный. Эти два плана разделены сплошным,
непроницаемым слоем облаков. Нижняя их часть, обращенная к земле и
к фигурам новобрачных, выполнена в темных, почти грозовых тонах.
Внизу на лужайке изображены новобрачные Петр и Евдокия, они стоят
напротив друг друга, в полном царском облачении. Петр слева от
зрителя, Евдокия – справа. Над новобрачными, на облаках восседают
небожители: над Петром – Христос и св. апостол Петр, над Евдокией –
Богоматерь и преп. Евдокия. Между небожителями и новобрачными
происходит своеобразный диалог: реплики протягиваются из уст
персонажей в виде строчек. Все реплики, представленные на
миниатюре, – цитаты из книг Священного Писания и молитвословий:
Петр и Евдокия испрашивают благословения, а Христос и Богородица
благословляют их. О благословлении свидетельствуют и жесты: для
благословения поднята правая рука Христа, а Евдокия готовится это
благословение принять, - ее левая рука поддерживает ладонь правой
руки. Из уст Петра к Господу устремляются слова: «Благослови ны
Боже, Боже наш, благослови ны, Боже. Пс. 66», а ответная реплика
Христа Петру читается: «Благословя благословлю вас и множа умножу
семя ваше. Быт. 22». Евдокия обращается за благословением к
Богородице словами молебного Богородичного канона: «Владычице Дево,
ты нам помози». Из уст же Богородицы протягиваются слова 79-го
псалма: «Призри, Господи, и посети виноград сей» <�…> ...
«Книга любви знак в честен
брак»
Церковь — христианская община в целом, форма организации
верующих христиан[1].
Слово «церковь» пишется с большой буквы в следующих
случаях[4][5]:
Когда этому слову придаётся особый высокий смысл или когда оно
используется как термин для обозначения ключевого понятия,
например: Отцы Церкви, Заповеди Церкви. <�…>
Венчание на царство
Церемония коронации русских царей по церковному обряду. Впервые
было совершено при московском великом князе Иване III над его
внуком Дмитрием Ивановичем 4 февраля 1498 года.
Доп. илл.: Многоярусные короны из Царского титулярника
(«Большая государева книга или Корень российских государей»).
1672 г.:
княжеские и царские короны (12 илл.):
Великий князь Святослав Святослав I Игоревич
~942-972x
Великий князь Киевский в 966-972
|
Великий князь Владимир Святославич Владимир I Святославич (Владимир Красно Солнышко) ~960-1015 Великий князь Киевский в 980-1015 |
Великий князь Владимир Всеволодович Мономах |
Царь и великий князь Иоанн IV Васильевич В.Р. |
Царь и великий князь Феодор Иоаннович |
Царь и великий князь Борис Феодорович |
Царь Федор Борисович Годунов |
Царь и великий князь Василий Иоаннович |
Царь и великий князь Михаил Феодорович |
Царь и великий князь Алексей Михайлович |
Царь и великий князь Феодор Алексеевич |
Царь и великий князь Иоанн Алексеевич |
Цветные илл. в Царском_титулярнике и 2-м ЦТ
Ч/б портретные изображения (изд. 1800 г.) и в каментах (пластина «Родословие», 1774-1775 гг.) см. в История России в гравюрах от Рюрика до Екатерины II
|
</> |