Земля
watermelon83 — 16.11.2021 - картаНо о пиалах - что говорить? Зимой каждый обыватель, успевающий трижды чертыхнуться в адрес нерадивых отцов города прежде чем приземлиться на пятую точку, готов поверить во "впуклость" тверди земной. До сомнений ли тут, когда всё вокруг - чистый лед и ты скользишь, скользишь... Бог с ними, пешеходы народ нервный - поговорим лучше об экспертах-аналитиках.
Они тоже переживают не лучшие времена.
Как хорошо и славно было давать прогнозы прежде, когда на дворе стояла суровая, но простая эпоха. Уходя в поход, цари древности хоть и спрашивали мнения у богов и людей, но в общем были неприхотливы и вполне удовлетворялись каким-нибудь предсказанием в духе "рабыни врагов твоих, о могучий царь всех царей, будут оплакивать своих господ и зальют слезами сей славный град". Более проницательные из монархов конечно не ограничивались таким прогнозом, а требовали аналитики - и туго тогда приходилось древнему козлику или барашку, из которого в буквальном смысле тянули все жилы.
Ну а если оценка и после этого все-таки не подтверждалась на практике, то эксперты той эпохи не теряли головы, поскольку цари, как правило, расстались с ней намного раньше.
Конечно, были и свои нюансы.
Греки - народ разговорчивый, любящий хорошую шутку и создавший все известные науке сексуальные девиации, включая зоофилию и золотой дождь, больше всех остальных племен древности приблизились к появлению современного эксперта-аналитика. Козлам, конечно, еще приходилось трудно, но среди наиболее передовых стратегов в ходу все больше были изречения оракулов. Победишь, если не совершишь ошибки - разве не мудро? Или вот, пожалуйста - падет великое царство! Тоже сбылось - это почти как с динозавром за углом дома, он либо появится, либо нет.
А всего-то надо было найти источник серных испарений, симпатичных работниц и подвешенный язык (1 шт.).
Практичные до ужаса римляне внесли в греческие традиции несколько своих нововведений, впервые обозначив нечто вроде ответственности за неверно данное предсказание. Вообще, военная стратегия тогда сильно выросла по сравнению с патриархальными временами ассирийских владык и римские командиры, приносившие в качестве аванса жизни собственных детей, требовали от богов четкого ответа на поставленный вопрос, а в случае чего - угрожали земным представителям высших сил.
К счастью, отчасти из-за естественной убыли в собственных рядах (см. жертвоприношения детей), отчасти благодаря появлению христианства, эта практика, грозившая сделать профессию экспертов-аналитиков делом достаточно опасным, спустя какое-то время повсеместно прекратилась. Сменившие сенаторов и диктаторов вожди варварских дружин были людьми нетребовательными, хоть и жадными, а потому больше полагались на себя и помирая в бою даже и не думали роптать на богов, которых тогда было куда больше чем государств. Государств, впрочем, почти и не было.
С укреплением христианского вероучения профессия эксперта-аналитика все больше становилась ненужной и даже опасной, поскольку Небеса и без того благоволили воинам Христа, а разного рода собакам-язычникам - нисколечко. Очевидность этого простого факта была настолько однозначной, что европейские государства отразили атаки всех захватчиков и, перенеся войну на территорию противников, распространили свою власть на всю планету.
Вполне вероятно, что эксперты-аналитики так и остались бы в истории перевернутой страницей, но к большому везению для них и отчаянью для нас, на горизонте уже виднелась заря новой эпохи. Нигилизм, неверие, права человека и гражданина - все эти глупости про равенство и братство ядовитым туманом окутали Землю, нанеся первый удар по самому уязвимому участку нашей обороны.
Конечно, это была Франция.
Христианский барьер пал и аналитики вернулись на место. Следующие сто пятьдесят лет стали для них настоящей золотой эпохой (см. Древнюю Грецию) - парламентарские учреждения еще только пробивали себе дорогу, и даже в САСШ и великобританской монархии вооруженные силы все еще оставались вне контроля законодателей и общественности. Суждения экспертов не встречались тысячами критических и сомневающихся возражений, оставаясь кулуарными и доходя до широкой публики в виде отлакированных газетных статей, а-ля "Генерал от кавалерии Бонбон обещает взять энскую столицу на третью неделю после начала кампании".
Дамы и журналисты были в восторге (фотокарточка бравого Бонбона расходилась в парикмахерских с той же скоростью, что и новейшее средство от облысения).
И вот посреди всего этого величия, когда даже изречения оракулов не могли сравниться в популярности с мнениями какого-нибудь бонбона - случилась сперва Первая, а следом и Вторая мировые войны.
Всё пропало.
То есть буквально всё - никто уже не покупал фотокарточек, да и сам престарелый Бонбон (тот самый, от кавалерии) тянул пожизненное за сотрудничество с немецкими фашистами. В моду вошли мелкоусые юнцы-певцы и прочая дребедень. Никто уже не хотел слушать экспертные мнения и только лишь в двух сверхдержавах уцелело несколько колоний прежде столь обширного царства - речь идет об американских "советологах", год от года предрекавших падение СССР, и советских "американологах", выпускавших в общем-то совершенно аналогичный продукт.
Появление интернета, а вслед за тем - доступа в единую информационную сеть для всех, казалось бы предоставляло экспертам-аналитикам вторую жизнь, но что это была за жизнь!.. Существование - жалкое и юродивое, в постоянных хлопотах о донатах и в погоне за настроением масс. Прошли те сказочные времена, когда равноудаленный от монарха и парламента эксперт скупо ронял свои оценки - посмотрите на него теперь. Он почти что раб, бесправный слуга своей аудитории, норовящей при случае больно ужалить аналитика несбывшимся прогнозом.
И вот что мы имеем сегодня. Одни эксперты работают в жанре "грустного аналитика" (классический пример из ЖЖ - эль-мурид), другие - "веселого" (из той же сети - голег макаренко). И первые, и вторые в общем-то действуют совершенно одинаково, но с известными отличиями. "Утка плавает в пруду, - заунывно начинает Эль-Эм, привычно подвывая в конце каждого предложения, - что это как не свидетельство окончательного краха путинского режима, уже неспособного обслуживать самоё себя?" "Я ее спасать иду, - перебивает его Голег, - этим-то капитализм и отличается от совка - своей индивидуальностью, частным почином, инициативой!"
Читатели зевают и идут скачивать книжку про попаданцев.