Саша Белый
watermelon83 — 04.11.2021 - биография Александра Белова, политика, лидера и бойца. И главного героя сериала "Бригада", конечно же.Пацаны вообще ребята.
Взяться за этот скромный труд меня побудило не тщеславие человека, пожелавшего указать на логические противоречия в главной гангстерской саге постсоветского пространства и, уж тем более, не попытка "деконструкции" сыгранного актером Безруковым персонажа, но рвение исследователя, надеющегося дать первую развернутую биографию Александра Белова.
И чисто чтоб поржать. Поэтому, государи мои, наш киноклуб начинает показ многосерийного документального фильма "Фарт и подляны Саши Белого".
Во время своих знаменитых теледебатах на выборах в Госдуму РФ 2000 года Белов утверждал, что о нем можно говорить многое, но никто не скажет о том, что он не отвечает за свои слова. Александр лукавил - даже в тот момент, находясь в телестудии вместе со своим заклятым врагом, бывшим капитаном милиции Владимиром Кавериным - он лишь произносил слова, прописанные ему в сценарии сериала.
И хотя об этом факте прекрасно знали все присутствующие на том прямом эфире, никто не попытался возразить Белову. Чтобы понять почему так произошло, нам надо вернуться в 1989 год, когда Саша возвращался домой со службы в погранвойсках. Тут, уже окончательно разделяя сериал и биографию персонажа, надо заметить, что для того чтобы попасть в чекистские войска, москвич Белов должен был обладать и положительной характеристикой, и хорошим состоянием здоровья.
В погранвойсках КГБ СССР служил с 1987 по 1989 гг. - и не где-нибудь возле Финляндии, нет. Его часть располагалась на границе с Афганистаном, а это значит, что Белов - "афганец". И хотя советские пограничники и не входили в состав "ограниченного контингента", воевать с моджахедами доводилось и им - только по официальным данным и только за годы службы Белова, в боях с "басмачами" погибло больше семидесяти пограничников.
Интересно, что в сериале этот факт из биографии Александра обыгрывается не слишком активно - практически всего в двух случаях, первый из которых относится к его дружбе с таджиком Фархадом Джураевым, а второй - во время "приема на работу" Макса Карельских. Нет ни "афганского землячества", ни "старых товарищей", ни даже "пограничного состояния", наблюдающегося у многих служивших там.
Возможно, все это оттого, что пограничник Белов имел дело в основном с таджиками и суками, то есть - был кинологом. Кого он мог подтянуть в "движение" - овчарок? А, быть может, создали сериала боялись выхватить по почкам и другим жизненно важным органам от реальных и не/много контуженных "афганцев", чьи "ветеранские организации" долгое время были синонимами ОПГ.
Военное братство.
Кто знает? Так или иначе, но первая известная нам из сериала "подляна" происходит у Саши сразу же после возвращения домой - любимая девушка оказывается любимой не только им. Белов узнает об этом от своих друзей, с которыми он "с первого класса вместе": туповатого боксера Валерия Филатова, мажора Космоса Холмоговора и "плейбоя" Виктора Пчелкина. Последние два при этом уже находятся "в движении", то бишь состоят в роли начинающих "боингов" у организованной преступности. Говоря проще - участвуют в рэкете местного рынка.
Узнав от друзей, что "его" Ленка переехала в Люберцы и уже там стала моделью, а чуть (совсем) позднее и блядью, Белов решает навестить неверную подругу, отправляясь прямо к месту люберецких моделей - ночному клубу. Его гнев понятен, но не очень - вероятно, барышня обещала ждать из армии, но не менее вероятно и то, что отсутствие каких-либо известий в виде писем за время службы все-таки должно было подтолкнуть пограничника Сашу к определенным выводам.
Однако же.
Тем временем Белов, заботливо отправленный лучшим другом "Пчёлой" прямо в логово люберецких "спортсменов", дожидается Ленки, которая вместе с подругой приехала в клуб "на таксо". Дальнейшее известно - разговор "не получается", на сцену выходит Муха и происходит драка, в которой Саше очевидно пришлось бы покинуть район в статусе инвалида, если бы не своевременном прибытие его друзей, сумевших увезти товарища на иномарке, купленной Холмогоровым на отжатые у частной розницы средства.
Все помнят эту сцену, давшую старт дальнейшим приключениям Белова и компании. Не будь Елена Елисеева блядью, не встречайся она с Сергеем Мухиным, не проломи ему Александр череп - и все могло бы пойти иначе. Белов стал бы вулканологом, Елисеева - замужней женщиной, а все остальные - физруком, финансовым мошенником и владельцем двух-трех автомоек соответственно. Но вышло как вышло - при этом подразумевается, что Белов прав, а остальные - лев.
Но что случится, если мы рассмотрим эту ситуацию беспристрастно, с точки зрения не одного лишь Александра, но и остальных участников конфликта? Так ли уж виновата Елисеева, которой просто захотелось стать блядью? Белов, который упрекает ее в том, что она ему не написала об этом своем желании, очевидно никогда не слышал о выражении "уходить по-английски".
А также о повесившихся солдатиках, которым бывшие невесты честно отписали в армию о разрыве отношений.
Внимательный таксист, блядь Ленка и ее обеспокоенная подружка.
Да и, к слову говоря, стала ли Лена блядью вообще? Мы знаем это лишь со слов Космоса, который не может считаться особо надежным источником. Фактически же, мы видим ее приехавшей потанцевать, на встречу к своему новому парню - Сергею Мухину. При этом "Муха" входит в ОПГ, но ведь в точно такую же группу входит и Космос с Пчелкиным, с той лишь разницей, что Мухин - "паренек с окраины", без особых перспектив и хорошего воспитания, а Кос и Пчёла - мажор и маменькин сынок из приличных семей, "хорошие мальчики", что начали заниматься рэкетом не из-за тяжелого социального положения, но по "велению души".
Кто здесь большая гнида и кому именно должны сочувствовать зрители - вопрос открытый, но в свое время Фридрих II Гогенцоллерн, узнавший о просьбе представителей заслуженной фамилии помиловать их осужденного за растрату родственника, своей волей абсолютного монарха принял совершено обратное апелляционному заявлению решение. Исторические слова при этом были сказаны в том духе, что человек, воспитанный в такой семье и все же решившийся на преступление, должен быть подвергнут еще более суровому наказанию, нежели какой-нибудь простак вроде Мухи.
Теперь давайте посмотрим на ситуацию глазами последнего. Вы простой люберецкий гопник и рэкетир, вскормленный советской физкультурой и подпольными видеосалонами, ничего не подозревая культурно потребляете алкогольные напитки и слушаете поп-музыку. Внезапно ваш отдых прерывает взволнованная подруга вашей бляди, то есть девушки - какой-то поехавший пристает к ней в парке, возможен криминал. Нихуя себе, - думаете вы и, скомандовав друзьям седлать коней, идете разбираться.
Естественная реакция, не так ли?
А между тем и правда - ваша девица стоит взволнованная и даже потрясенная, а рядом с ней какой-то возбужденный хуй. Вы - человек простой и не умеете в "сложные мысли", а потому думаете именно так. Тем менее, вы настроены благодушно и нанеся несколько легких ударов, завершаете ситуацию шуточным советом - поищи-де, приятель, себе девчонок в другом месте, а мою не трогай. Надо сказать, что это более чем милосердно, особенно учитывая доступную вам информацию, диспозицию и общее, блядь, воспитание. Быстро разрулив ситуацию, вы уже собирайтесь уйти - и тут вам прилетает кастетом в голову.
Тушите свет.
Миролюбиво настроенный Мухин.
Предположим, что Белов проломил Мухину череп в области правого виска и двоюродный брат оперуполномоченного Карелина погиб бы не во второй серии, а в первой. Это ведь легко могло случиться - всего-то пара сантиметров правее-левее. И что тогда? Сашу бы непременно посадили и осудили, а потом бы еще раз посадили, но уже не в следственный изолятор, а в лагерь. На суде он бы обязательно сказал, что не имел намерения убивать Сергея Мухина, но коллегия отклонила бы этот довод, потому что налицо и умысел, вместе с мотивом, и подготовка к убийству.
Ни о какой почве для "внезапно возникшей неприязни" говорить не приходится, равно как и о непредумышленном убийстве в состоянии аффекта, поскольку Белов нанес удар не поднятым с земли кирпичом, но заранее припасенным кастетом. Впрочем, даже кирпич не спас бы Сашу, поскольку и в этом случае очевидно, что его подбирали не ради строительства дома. Но "у парня фарт" - и Муха "всего лишь" отправляется в больницу с ЧМТ, тогда как Саша хоть и покидает поле боя побитым, а все же без особых повреждений.
Но с последствиями. Возмущенные "беспределом" люберецкие требуют выдать им "звереныша", на что районные "старшаки" дают свое согласие, поручив решить этот вопрос Космосу. Оказавшийся в трудной жизненной ситуации мажор не знает, что ему делать, поскольку не найдут Белова - отрежут голову ему, но Саша уже находит выход и переводит ситуацию в другую плоскость.
Криминал и сросшиеся с ним органы внутренних дел - антиподы члена корреспондента Холмоговора и его сына-рэкетира.
Белов приходит на "поляну" к люберецким и говорит им, что если его порежут, то люди в городе скажут, что они фуфло, а потому дайте мне разобраться с Мухой один на один, так будет честно. На это мухины друзья могли бы возразить, вежливо указав на то, что в городе останутся равнодушными и к судьбе Белова, и к моральному аспекту решения этого конфликта, в то время как суровость и неотвратимость расплаты за наезд на одного из их "основных" - скорее всего запомнятся. Они могли бы добавить, что сам Белов исподтишка уебал Муху кастетом и в этот момент совершенно не беспокоился о справедливости своих действий с точки зрения кантовской этики, а теперь, уже открыто издеваясь над ними, предлагает устроить "честный поединок" с человеком, все еще лежащим с забинтованной головой.
Наконец, они могли сослаться на то, что решать судьбу Саши - дело Мухи, отсутствие которого не позволяло добиться не только консенсуса, но и даже достичь кворума. Сказав это, они могли бы проломить Белову голову и, несколько уровняв шансы, узнать о реакции Мухина на предложение Александра.
Всего этого они не сделали и драка состоялась. С трудом, но Белов победил, пообещав при следующей встрече убить Мухина. При этом, в отличие от люберецкого братка, Саша не погнушался добить потерявшего сознание паренька и даже столкнул его в воду - только своевременная помощь, оказанная Сергею его товарищам, спасла Белова от "мокрухи".
Во второй уже раз - и только за первую серию.
Агрессивно настроенный Белов.
Незавершенный конфликт с Мухой стал триггером дальнейших событий - и в сериале опять-таки подразумевается, что активной стороной был именно Мухин, но это утверждение не находит подтверждения в материалах дела, то есть в двух первых сериях саги. На словах, вложенных сценаристами в уста коллеги Космоса Юрьевича, выходит, что Мухин "мстить будет по-любому", но что мы имеем в области фактов, а не утверждений?
В области фактов, господа киноманы и присяжные заседатели, мы имеем следующее.
Во-первых, Белов пытался убить Мухина еще во время драки и только по обстоятельствам не зависящим от него, не сумел довести свое намерение до конца.
Факт? Факт. Избейте человек до потери сознания, столкните его в воду - и вы увидите, что будет дальше.
Во-вторых, Белов публично высказывал в адрес Мухина угрозы убийства - и свидетели могли бы это подтвердить.
В-третьих, уже после "честной драки" Космос с Пчелой устроили в отношении Мухи явную провокацию, сперва продемонстрировав в отношении потерпевшего оскорбляющий человеческое достоинство жест, а затем начав угрожающие маневры автомобилем, чем создавали на дороге аварийную обстановку.
Неудивительно, что в этой атмосфере давления, Мухин воспринимал слова и действия Белова и его друзей совершенно серьезно, полагая, что речь идет о его жизни.
А кто бы их воспринял иначе?
Встреча на Эльбе. (с)
Так бы это дело изложил мухин двоюродный брат - "хитрый опер Володя". Но мы не уполномоченный, мы не срастались с бандитизмом и нам не нужно юлить - очевидно, что Муха хотел убить Белова вне всякой связи с намерениями последнего, а просто для того, чтобы восстановить собственный престиж, в том числе и среди членов группировки. В этом смысле, с Белова можно снять все упреки - дальнейшая эскалация конфликта лично ему была попросту ненужна, поскольку и предмет разбирательства (блядь Ленка) уже утратил в его глазах всякую ценность, и победившим в драке был именно он.
Для Мухи, который мыслил теми же категориями, что и Космос, все было иначе - и конфликт продолжился. В свою очередь, Мухин должен быть освобожден от ответственности за привлечение к разборке советской милиции - в сериале этот момент показан очень четко, когда сперва лидер люберецкой бригады "Швед" пробивает у новоиспеченного старлея Каверина вопрос о "закрытии" Белова, а затем уже сам оперуполномоченный просит Мухина "притормозить", обещая решить с Беловым вопрос своими способами. На это Муха только улыбается, после чего пытается зарезать Сашу ножиком, но вместо того ловит спиной пулю.
Завязавшаяся на ринге подпольных боев без правил массовая драка скрывает от нас личность убийцы, но не ряд любопытных моментов. Допуская что Филатов, напрямую в криминале не участвующий, теоретически мог не ведать о том, что организаторы арены и лидеры люберецкой бригады - это одни и те же люди, совершенно невероятно, чтобы Космос и Пчела не знали об этом факте. Тем не менее, они приезжают именно туда, прихватив с собой и Белова.
Что это, как риторически спрашивал с думской кафедры в ноябре 1916 года профессор истории и лидер кадетской партии Павел Николаевич Милюков - глупость или измена? Мотивация Холмогорова не слишком понятна и полноценно укладывается лишь в одно объяснение - сын члена-корреспондента Академии наук СССР был законченным идиотом. Картину довершает тот факт, что массовую драку, которая только и позволила Мухе подобраться к Белову "без свидетелей" на виду у всех, зачем-то спровоцировал Пчела. А зачем? Он не знал, что тут Муха с друзьями? Знал.
Пчела налетает на зрителя, болеющего "не за того" бойца.
Если бы ваш покорный слуга относился к почтенной корпорации конспирологов, то неизбежно было бы появиться версии о хитро спланированном убийстве, в духе английских детективов. Представьте себе, что рэкетирам Косу и Пчеле надо было избавиться - посадить или убить - от коллеги по цеху. Но как? И тут очень вовремя возвращается домой "афганец" Белов, которому Космос как бы нехотя сообщает о блядстве Ленки, а Пчела - отправляет прямо в ночной клуб люберецкой банды. Оставалось только зафиксировать случившееся, но приехавшие на место преступления Кос и Пчела находят и исполнителя, и жертву живыми. И все заверте...
Но нет, все это лишь мои домыслы, а потому сделаем еще один очевидный вывод - Пчела тоже законченный дебил.
Между тем, милиционер-оборотень Каверин переигрывает ситуацию в нужное ему русло - стрелявший в воздух из дела выведен, его оружие подброшено Белову, а сам он объявлен в розыск. Казалось бы - вот он классический финал в духе позднего перестроечного кино, когда главный герой вступает в бой с мафией, а также сросшейся с криминалом милицией, после чего гибнет... но - нет. У Саши опять начинается фарт, да еще какой.
Во-первых, стремительно тупеют его эмвэдэшные недруги, внезапно неспособные провести простейшие оперативно-розыскные мероприятия (не считая дурно составленной листовки), а во-вторых, когда органам все-таки удается - почти случайно - все же установить местонахождение подозреваемого, то... И тут, немного отходя от ткани повествования, я должен заметить, что в техническом аспекте у "Бригады" есть одно слабое место, совершенно не выдержавшее испытание временем (на хорошую игру интересных актеров одинаково приятно смотреть и тогда, и сейчас), а именно - т.н. "боевые сцены", причем все.
Точный и прицельный огонь по стеклам.
Но даже на этом фоне сюжет с операцией ОМОНа выделяется своим идиотизмом: спецназовцы окружают, но все же не окружают дом, затем в упор палят из автоматов мимо, что твои штурмовики на "звезде смерти", но самое смешное ждет нас в финале - когда уже добежавший до леса Белом решает показать фак преследователям и ловит пулю в живот. После этого стрельба прекращается, а стоявшие в десятке метров от раненого преступника омоновцы прекращают преследование - видимо потому что "здесь наши полномочия как бы все".
Параллельно с этими событиями Кос и Филатов захватывают машину местного участкового (который, собственно, и нашел Белова), после чего все спасаются, поскольку Холмогоров-старший "порешал вопрос" и дело закрыли. Здесь и далее мы можем наблюдать характерное и неосознанное лукавство создателей сериала, которые впоследствии, когда сериал уже обрел статус культового, неоднократно заявляли о том, что героев в нем нет, а Белов-де - такое же "зло", что и остальные, но с "мотором".
Да только так ли это? Нет ли тут некоторой мудрости задним числом? Не будем превращаться в судей, тем более в моралистов, но если внимательно ознакомиться с материалами дела, то бишь с поставленной в сериале подачей информации, то совершенно очевидно кто на момент съемок у его создателей был "хорошим", а кто - "плохим". Любые попытки хоть как-то переиграть это разбиваются об игру актеров, прописанные им реплики и созданные сюжеты.
Однако, все это лишь часть айсберга - т.н. осознанные действия сценариста и режиссера, а что у нас в области бессознательного? А в области бессознательного у нас и в самом деле вырисовывается не столь однозначная картина - однако, ставлю последний калужский пятак, что никакой заслуги создателей сериала в этом нет. Просто в данном случае они оказались заложниками положения - если ты помещаешь главного героя в дуэль на мясорубках, то естественным образом на фарш должен отправиться кто-то другой, а моральный аспект идет уже по второму разряду.
Решает.
Таких примеров в истории высокого искусства - пруд пруди. Например, Мильтона современники частенько обвиняли, что в его "Потерянном рае" диавол вышел харизматичнее всех ангелов - и даже Самого. Разумеется, великий поэт XVII века и подумать не мог, что поет осанну сатане, однако же... Создатели сериала далеко не мильтоны и даже не паниковские, но и им довелось наступить на те же грабли - благодаря чему годы спустя можно было рассуждать о "серой морали", которой в сериале в действительности нет.
Каверин - фабрикующий дело на Сашу, может оправдаться хотя бы местью за родственника, не убитого, так жестоко избитого Беловым. А что может сказать в свою защиту отец Космоса? Он был так уверен в том, что Саша не убийца? Да с чего бы это - в сериале не показано того, что Космос сообщил папе о своей роли той ночью и выходит, что Холмогоров старший действовал из дружеских чувств к матери Белова - и банального страха за собственного сына, который покрывал беглеца.
То есть, в данном случае "мохнатая рука коррупции", как писали раньше, вполне уместна и даже оправдана. Наши разведчики против вражеских шпионов... И чудесным образом спасенный Белов уезжает из Москвы. Далее сюжет переносит нас сразу в 1991 год... но об этом в следующей серии.
|
</> |