Зародыш матушки гусыни
vikond65 — 13.10.2025

Ровно 95 лет назад, 13 октября 1930 года, впервые поднялся в воздух первый прототип самого известного и наиболее массового германского авиалайнера и военно-транспортного самолета "Юнкерс" Ju-52. Облик этого знаменитого трехмоторного транспортника, носившего прозвища "Железная Анна", "Теушка Ю", "Индейка" и "Матушка гусыня", наверняка хорошо знаком каждому любителю авиации, мало-мальски знакомому с ее историей. Что и неудивительно, поскольку Ju-52 был растиражирован почти в пяти тысячах экземпляров, летавших по всему миру, в том числе и в СССР в течение нескольких десятилетий, а некоторые из них летают до сих пор.
Однако, наверное, далеко не все знают, что этот трехмоторный самолет изначально был одномоторным. Именно в таком виде его спроектировал главный конструктор фирмы "Юнкерс" Эрнст Циндель. При этом размах крыла составлял 29 метров, а длина фюзеляжа — 18,5. Таким образом, "железная Анна" получилась крупнее многих двухмоторных и даже некоторых трехмоторных машин. Да и вообще, насколько я знаю, на момент создания она была крупнейшим одномоторным самолетом в мире.
Но это было не достоинством, а недостатком. Ju-52 оказался слишком перетяжеленным и переразмеренным для своей силовой установки — двигателя BMW-VII мощностью 700 л.с. Поэтому летные данные получились более чем скромными: максимальная скорость — 185 км/ч, крейсерская — 160 км/ч, потолок — 3400 м, дальность полета с двухтонной нагрузкой — 1000 км. Самолет долго разбегался и очень медленно набирал высоту. Замена двигателя на 800-сильный BMW-XI лишь ненамного улучшила его характеристики.
В результате, несмотря на активную рекламу, единственным покупателем новой машины стала канадская авиакомпания "Канадиан Эйруэйз", которая приобрела всего один экземпляр из шести построенных. Один разбился в испытательном полете, еще один в 1935 году передали в Люфтваффе, где он использовался как буксировщик мишеней, а судьба остальных — неизвестна. По одним данным, их переделали в гораздо более удачный и перспективный трехмоторный вариант, а по другим — просто сдали в металлолом.
Удивительно, но канадский "Юнкерс" сохранился до наших дней, несмотря на то, что его списали еще в 1943 году. Сейчас эта уникальная машина, фотография которой помещена на заставке, украшает экспозицию одного из местных авиамузеев.

Первый экземпляр одномоторного Ju-52, получившего индекс Ju-52/1m.

Архивное фото самолета, приобретенного канадцами.

Та же машина, установленная на поплавки, некоторое время летала в качестве гидроплана.

Монтаж двигателя и посадка экипажа в канадский гидроплан.

Открытые грузовые люки.
|
|
</> |
Как выбрать погружной насос для перекачки дизельного топлива и бензина
32 года назад...
Тяжело приходится в тюрьме тем, кто некорректно высказывается об СВО
Бег
Котики помогают. В 284 раз.
про документы в белорусии
О великом почине Жареный петух таки клюнул?
Поезда и корабли

