Первая дизелюха


Ровно 125 лет назад, 11 октября 1900 года, на вооружение ВМФ США была принята подводная лодка "Холланд VI", разработанная изобретателем Джоном Холландом, построенная в 1897 году на судоверфи Crescent Shipyard и после тщательных испытаний приобретенная американским флотом за 150 тысяч долларов. Это была первая в мире "классическая" субмарина с дизель-электрической силовой установкой и торпедным вооружением, ставшая прообразом для тысяч подводных лодок разных стран, сыгравших большую роль в обеих мировых войнах ХХ века.
Правда, "Холланд", помимо торпедного аппарата, был вооружен такой экзотикой, как крупнокалиберное (214-мм) пневматическое орудие, которое с помощью сжатого воздуха "выплевывало" под углом вверх снаряды, начиненные динамитом. Изоретаталь называл их "воздушными торпедами". При этом дальнобойность и точность стрельбы были удручающими и в дальнейшем подводные лодки не оснащались подобными устройствами.
Но остальные новации, примененные Холландом в подводной лодке, названной его именем, оказались гораздо более удачными и используются на неядерных субмаринах до сих пор. Хотя, конечно, в значительно улучшенном виде.
"Холланд VI", который в американском флоте называли просто "Холландом" без римской цифры, имел длину 19,4 м, надводное водоизмещение — 65 тонн, подводное — 75 тонн и экипаж — 7 человек. Дизель-мотор "Отто" мощностью 45 л.с. служил для надводного хода со скоростью 7 узлов и зарядки аккумуляторов, а 55-сильный электромотор работал под водой, разгоняя субмарину до 6 узлов. Дальность надводного хода составляла 200 морских миль (370 км), а подводного — 30 (56 км). Предельная глубина погружения была невелика и не превышала 100 футов (30 м).
Подводная лодка прослужила до 1910 года, после чего была списана из-за морального устаревания и физического износа. Поскольку в первом десятилетии ХХ века США ни с кем не воевали, она использовалась тольо в качестве учебного корабля для подготовки персонала для более новых американских субмарин.
К сожалению, это уникальное судно не сохранилось. Некоторое время оно использовалось в качестве экспоната частной выставки различных технических диковин, но в 1932 году, в разгар "Великой депрессии", когда выставка стала убыточной, "Холланда" сдали в металлолом.
На заставке — "Холланд" на испытаниях. Обратите внимание, что поначалу он имел две довольно высокие складные мачты.


Внешний вид и чертеж "Холланда", на котором хорошо видно его внутреннее устройство.

Джон Холланд в капитанской рубке своего детища и субмарина у причальной стенки. Гермозаглушка ствола пневматической пушки откинута вниз.

"Холланд" перед спуском на воду.

"Холланд" и его команда. Мачт на лодке почему-то стало три. На заднем плане — американские мониторы.

Ремонт "Холланда" в сухом доке.
Внизу — видеоролик Роба Брассингтона, посвященный английскому лицензионному "Холланду" с немного увеличенным водоизмещением, более мощным 160-сильным дизелем и без пневмопушки, поступившему на вооружение Royal Navy в 1902 году. Анимация классная, но, к сожалению, она почему-то идет без звука. Приношу свои извинения тем, у кого не фурычит "Ютуб". Увы, ни на одном из российских видеохостингов я этот ролик не нашел.
|
</> |