Кирпичный Машков


С некоторым запозданием посмотрел очередную экранизацию военной драмы Бориса Васильева, которая носит то же название, что и снятый по ней фильм, — "В списках не значился". Книга и фильм посвящены безымянным героям обороны Брестской крепости. Разумеется, при просмотре я воленс-ноленс постоянно сравнивал эту экранизацию с предыдущей, которая называлась "Я русский солдат" и вышла ровно 30 лет назад, в 1995 году.
А также — с российско-белорусским фильмом "Брестская крепость", снятым в 2010 году. И, к сожалению, это сравнение получилось далеко не в пользу нынешнего киноопуса, который, на мой взгляд, выглядит надрывно-пафосным, размашисто играющим на эмоциях, но при этом ужасно затянутым, монотонным и скучным. А при его просмотре то и дело напрашивается известная фраза Станиславкого "Не верю!" и желание нажать на перемотку. Хорошо, что я смотрел сию фильму не в кинотеатре, а на экране монитора, где это желание было легко осуществить.
Впрочем, фильм 1995 года был точно таким же, разве что, — гораздо более дешевым, без компьютерной графики и модной стилизации "под старину", которая уже давно выглядит не стильно, а банально. А вот, фильм 2010 года я бы поставил гораздо выше, несмотря на то что его сценарий написал не классик "социалистического романтизма" и слезливых военных драм, а гораздо менее известный авторы, чьи фамилии вам вряд ли что-то скажут.
Поверьте, а если хотите — проверьте, "Брестская крепость" выглядит на порядок более увлекательно, зрелищно и динамично, а главное — правдиво, но при этом ничуть не менее патриотично. Причем — без обхода "скользких" моментов, вроде того, что большинство защитников крепости в итоге сдалось в плен.
Увы и ах, но это исторический факт. Однако в фильме "Брестская крепость" данный факт не скрыт и не затушеван, а объективно показан как вынужденная мера, обусловленная отсутствием возможности дальнейшего сопротивления, котрая не умаляет предыдущего героизма защитников.
При этом Борис Васильев и его эканизаторы, как прошлые, так и нынешние, данный факт попросту игнорируют. Понятно, что они не ставили перед собой задачу отразить исторические реалии, а создавали некую пафосную патриотическую легенду. Разумеется, этот жанр тоже имеет право на сущствование, но ему нельзя быть занудным и скучным. Иначе, результат обнуляет все усилия авторов и приносит обратный эффект.
В общем, скажу без обиняков: мне фильм не понравился и я бы оценил его максимум на тройку. Кстати, кинозрители оценили его примерно так же, из-за чего он провалился в прокате, набрав чуть больше 600 миллионов рублей кассовых сборов при более чем миллиардном бюджете. Таким образом, 400 миллионов — чистый убыток, даже без учета того, что значительную долю "кинокассы" забирают прокатчики.
Впрочем, если вы таки осилили этот "шедевр", и у вас, как ни странно, сложилось о нем противоположое мнение, я буду рад с ним ознакомиться.
На заставке — постер фильма "В списках не значился", на котором выделяется "полукирпичная" визиономия актера Владимира Машкова, сыгравшено одного из второстепенных персонажей — старшину Степана Матвеича. При этом главный герой — лейтенант Плужников в исполнении молодого артиста Владислава Миллера показан гораздо более мелко.
Однако это не удивительно, ведь Машков — куда более раскрученный бренд, на который скорее клюнут потенциальные кинозрители, а особенно — кинозрительницы бальзаковского возраста, составляющие значительную долю российской, да и вообще любой киноаудитории.

Миллер в финальной сцене фильма. Думаю, не надо объяснять, на кого намекали авторы картины, создавая этот образ.
|
</> |