Бой с тенью
vikond65 — 04.10.2025

Поскольку мой блог называется "Авиамастер", для меня было бы несолидно проигнорировать тему воздушной войны над Эфиопией, начавшейся 90 лет тому назад и продолжавшейся чуть больше семи месяцев. За этот срок итальянские фашисты захватили всю территорию Эфиопии (другое название — Абиссиния) и присоединили ее к своей эфемерной колониальной империи. Кстати, эта война закончилась 9 мая 1936 года, то есть, ровно за 9 лет до окончания Второй мировой войны, вот такое любопытное совпадение.
Правда, война в воздухе Италии с Эфиопией от начала до конца шла "в одни ворота", поскольку у крайне отсталой эфиопской монархии практически не было авиации. Точнее, у нее имелось 23 или 24 разнотипных аэроплана, в основном — гражданских, из которых на момент начала войны лишь 10-13 могли подняться в воздух.
Хоть какую-то боевую ценность из них представляли четыре купленных в 1929 году и морально устаревших к середине 1930-х французских двухместных самолета Потэз-25 А2, которые могли использоваться в качестве разведчиков и легких бомбардировщиков, а также — два чуть более современных и тоже французских самолета аналогичного класса Бреге-19.
Однако нет никакой информации о том, что эти аэропланы совершили в ходе войны хоть один боевой вылет. Во всяком случае, итальянцы пишут, что они ни разу не видели вражеских самолетов в воздухе. А согласно эфиопским данным, их малочисленные воздушные силы использовались лишь для перевозки курьеров и доставки военной корреспонденции.
Несмотря на полное отсутствие воздушного противника, о чем итальянцы, разумеется, знали, они сосредоточили против Эфиопии значительную авиагруппировку в составе 104 тяжелых бомбардировщиков Капрони Са-101, Са-133, и Савойя-Марчетти SM-81 "Пипистрелло", а также — 14 дальних разведчиков/бомбардировщиков Са-111, 128 разведчиков/легких бомбардировщиков Ромео Ro-1, Ro-37 и Ro-37bis, 25 истребителей Фиат CR-20 и 6 гидросамолетов. Всего — 277 машин, причем к концу войны это число, несмотря на потери, увеличилось до 382 боевых единиц.
С первых дней войны итальянская авиация активно применялась для бомбардировок и штурмовок эфиопских оборонительных позиций, скоплений войск, транспортных коммуникаций, складов и тыловых баз. Полное отсутствие у эфиопов истребительной авиации и очень хилые средства ПВО, в основном представленные ручным стрелковым оружием и пулеметами на импровизированных зенитных лафетах, делало такие операции почти безопасными для нападающих.
За время войны итальянцы потеряли по всем причинам (в основном, — из-за аварий и катастроф) 72 самолета, из которых лишь 16 (пять Rо-1, три Са-101, два Са-111, два Са-133, два SM-81, один CR-20 и один Ro-37) были сбиты эфиопской ПВО. При этом погибло 78 пилотов и членов экипажей. Еще 259 самолетов получили повреждения от зенитного огня, но были восстановлены и возвращены в строй.
Когда итальянцам удавалось обнаружить эфиопские войска на открытой местности и наносить по ним авиаудары, эти удары, как правило, были весьма эффективны, особенно — в начале войны, пока эфиопы еще не научилсь маскироваться и прятаться. Но в горной местности, где есть масса природных укрытий, эффктивность авиации резко снижалась.
Итальянцы нашли выход в применении химическолго оружия, несмотря на его международный запрет, Оно оказалось очень результативным и смертоносным, поскольку у подавляющего большинства эфиопских солдат не было противогазов, а тем более — костюмов химзащиты, спасающих от иприта.
И в психологическом плане они были не готовы к применению врагом "боевой химии", а отсюда — огромные потери. Как минимум, 45 тысяч эфиопских солдат и офицеров получили смертельные и более 100 тысяч — несмертельные отравления, а жертв среди гражданского населения вообще никто не считал.
23 декабря 1935 года итальянские ВВС по личному приказу Мусолини впервые применили тяжелые 500-килограммовые химические бомбы С500Т, снаряженные 212 килограммами иприта. Эти бомбы имели высотный взрыватель, подрывавший их на высоте 250 метров, чтобы накрыть большую площадь — примерно 10-15 гектаров, где на несколько дней создавалась смертельная концентрация ОВ.
Всего итальянцы применили в Абиссинии 1100 таких авиабомб, из них 972 — на северном фронте и 128 — на южном. Кроме того, широко применялись более мелкие удушающие бомбы с фосгеном. Это стало решающим фактором, сломившим сопротивление эфиопов.
Всего за семь месяцев войны итальянские ВВС в Эфиопии совершили 872 индивидуальных и групповых боевых вылета на бомбардировку (группы насчитывали до 30 машин), 636 — на штурмовку и 2979 индивидуальных вылетов на разведку, общей продолжительностью 35 тысяч часов. По военно-транспортной авиации у меня нет статистики.
Таким образом, одна безвозвратная потеря приходилась на 486 летных часов, что являлось довольно низким показателем. Впрочем, это неудивительно учитывая полное отсутствие воздушного и очень слабое зенитное противодействие.

Эфиопы накануне итальянской агрессии в основном комплектовали свою авиацию иностранными добровольцами и наемниками. На фото — двое из них: шведский граф и искатель приключений Карл-Густав фон Розен — пилот санитарного Фоккера F-VII и афроамериканец Джон Робинсон — командир эскадрильи Потэзов.
Один из двух эфиопских Фоккеров F-VII, который
использовался как пассажирскаи борт.
Эфиопский Потэз-25 А2 и легкий учебный/связной самолет Менйдл/ван Нес А-VII австрийского производства, закупленный эфиопами в двух экземплярах.

Итальянский трехмоторный бомбардировщик Капрони Са-101.

Итальянские фугаски на фоне одномоторного бомбардировщика Капрони Са-111 в "эфиопской" раскраске с красными диагональными полосами на верхней поверхности крыла.

Сбитый или разбитый в аварии в Абиссинии Са-111.

Слева — итальянские летчики позируют с 500-килограммовыми химическими авиабомбами С500Т. Справа — расчет эфиопской малокалиберной автоматической зенитки "Эрликон".

Итальянский импровизированный мемориал, сделанный из сожженного на аэродроме эфиопскими партизанами бомбардировщика Капрони Са-133.

Самолеты итальянских ВВС, применявшиеся в войне против Эфиопии 1935-36 годов.
Тяжелый бомбардировщик Капрони Са-101.
Легкий бомбардировщик/штурмовик Ромео Ro-37.
Тяжелый бомбардировщик Капрони Са-133 в варианте военно-транспортного самолета с гражданскими обозначениями.
Тяжелый бомбардировщик Савойя-Марчетти SM-81 "Пипистрелло" — основной итальянский носитель химического оружия в тот период.
|
|
</> |
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Пермь. Аэропорт Большое Савино
И СНОВА КОШКИ
Архитектуровое
Сегодняшний туман и дорожка из жёлтого кирпича, т.е
"...Но зачем?"
79 лет Мартину Барру
TTArtisan расширил линейку объективов Dual Bokeh 50-мм и 85-мм моделями
Как мы кошечку Носю на прививки и стерилизацию возили

