Запах прогресса

После штатной стыковки к модулю Поиск и успешной проверки на герметичность - люк между Поиском и Прогрессом был открыт.
Однако люк пришлось сразу закрыть из-за "резкого запаха и капель неизвестной жидкости".
Это стало известно из переговоров американского сегмента с Хьюстоном.
Также в переговорах было отмечено, были активированы системы дополнительной циркуляции и очистки воздуха,
а российские космонавты надели средства инд.защиты.
Также, в американском сегменте сегменте была активирована TCCS (Trace Contaminant Control Sub-assembly) - система обнаружения малых количеств *посторонних веществ* в воздухе.
На следующий день НАСА выпустила официальный statement, что качество воздуха на станции - в норме, никаких проблем не обнаружено, и работы идут в нормальном порядке.
Что касается странного запаха и конденсата - было предположено что это результат некоего "outgassing from materials inside the pressurized cargo section of Progress MS-29".
Роскосмос эти события не комментировал.
А сегодня появилась информация (опять - НЕ от Роскосмоса), что рабочая гипотеза о происхождении запаха и капельного конденсата несколько иная:
предполагается, что перед отстыковкой Прогресса-27 наземные контроллёры рос.сегмента НЕ ПРОВЕЛИ (по неизвестной причине) штатную продувку топливной магистрали МЕЖДУ Прогрессом и Поиском. Соответственно, после отстыковки Прогресса-27 остаток токсичного топлива мог вылиться из магистрали и какая-то его часть могла попасть в полости стыковочного конуса.
Пара комментариев "от себя" (как химика)
1.
Пролившийся гептил вполне может сохраниться в условиях вакуума - если "в тени" - хотя, казалось бы, должен быстро испариться.
Причина в том, что компонент топлива "гептил" - это не химически чистый НДМГ, но раствор нескольких присадок в НДМГ. Все эти присадки - твёрдые вещества, и по мере испарения самого НДМГ - их концентрация возрастает, и начинается образование твердой плёнки на поверхности.
В результате скорость испарения падает, и такой концентрированный раствор может сохраниться довольно долгое время.
2.
Обычные углекислотные скруберы вполне эффективны для улавливания следов НДМГ из воздуха.
Коэффициент очистки будет просто прекрасный, и одного прохода будет достаточно.
Но лично я бы рекомендовал эти картриджи поскорее снять, герметично запечатать и поскорее отправить в Тихий Океан.
Вот такая история с Прогрессом.
Интересно, конечно, что там получилось с *штатной продувкой* перед расстыковкой?
Забыли? Не-проинструктировали-не-проконтролировали?
Или не разобрались - как активировать процедуру продувки?
А может, закозлился клапан, подающий продувающий газ?
Вариантов много, но есть подозрение, что ответ мы не узнаем...
|
</> |