
Заокеанское эхо Чернобыля


Сегодня ночью под коньячок залпом просмотрел сериал "Чернобыль", скачанный накануне. Залпом, потому что реально зацепило. Я вообще не любитель сериалов, но этот неожиданно оказался по-настоящему крепким фильмом. Пожалуй, лучшим фильмом про СССР, каким я его помню, снятым за пределами постсоветского пространства. Даже удивительно, как авторам из США удалось столь точно обрисовать позднесоветский мир и поймать его дух.
Сеттинг и антураж воспроизведены досконально, вплоть до мелочей, вроде мебели, безделушек, телефонов, сигарет, зажигалок, велосипедов, детских колясок, магнитофонных кассет, причесок и бутылочных этикеток. Я не заметил почти ни одного прокола. Во всех пяти сериях в кадр не попало ни одной иномарки и ни одной иностранной вещи, которой не могло быть в СССР в 1986 году. Откуда-то нашлись реальные советские автобусы, грузовики, пожарные ЗИЛы, медицинские "Рафики", военная техника, вертолеты Ми-6 и Ми-8. В общем, за реквизит - твердая пятерка, даже в современых российских фильмах редко такое увидишь.

Помните такие библиотечные картотеки? Я в них в свое время провел много часов.
Но главное - лица. Лица, как ни странно, тоже - наши, из той эпохи, хотя, все персонажи сыграны американскими актерами. Как это удалось, я не знаю, но удалось. Это не Шон Коннери, Дольф Лунгрен или Арни Шварц в виде "совьет гайз". Лица "Чернобыля" вызывают узнавание и доверие, хотя, не у всех идеальное портретное сходство с прототипами, например, Горбачев на себя не очень похож.

Также понравилось то, что герои сериала изображены с нескрываемым сочувствием и симпатией, за исключением нескольких явных мерзавцев. Отлично показан спокойный, без пафоса и разрывания тельников, жертвенный героизм пожарных, врачей, спасателей, шахтеров и солдат-ликвидаторов, работавших в условиях смертельной радиации.
Да, разумеется. не обошлось без отдельных "клюквин". Например, довольно фальшиво звучит то, что почти все персонажи обращаются друг к другу "товарищ", и даже прокурор в суде называет обвиняемого "товарищем", а не "гражданином". На самом деле 1980-е годы слово "товарищ" давно вышло из бытового обихода и употреблялось, разве что, в служебно-официальном или в ироничном контексте. Кстати, этот ляп легко можно было убрать при дубляже.
Также, бросаются в глаза некоторые анахронизмы, вроде раскрашенной фигуры Микки Мауса на детской площадке в Припяти. Не было в СССР в 1986 году Микки Маусов, а были Чебурашки, крокодилы Гены, Винни Пухи, волки-зайцы из "Ну, погоди" и прочие персонажи советских, а не американских мультфильмов. Но таких "залепух" - всего несколько на все пять серий и они не ломают впечатления от фильма.
А главное его достоинство, на мой взгляд, стстоит в том, что он сквозь призму Чернобыльской катастрофы наглядно показал, почему рухнул "советский" режим. Разумеется, он рухнул не от того, что взорвался Чернобыль, хотя, эта колоссальная трагедия сыграла свою роль. Беда была в том, что в той системе он не мог не взорваться. Так или иначе, в том или другом месте, но это было неизбежно. И нам еще повезло, что не произошло глобальной катастрофы, уничтожившей человеческую цивилизацию. Думаю, этот мини-сериал стоит посмотреть всем, задающимся вопросом - почему в конечном счете провалился большевицкий социальный эксперимент.

|
</> |