Хейнкель и Мейерхольд
vikond65 — 20.06.2019Ровно 80 лет назад, 20 июня 1939 года, на острове Узедом впервые совершил 60-секундный управляемый полет "Хейнкель" Не.176 - первый в мире самолет с реактивным (ракетным) двигателем. Начиная с того дня и до конца Второй мировой войны Германия лидировала в области реактивной авиации и ракетной техники, оставив далеко позади все остальные страны. Однако этот и другие технологические приоритеты, как известно, не спасли ее от разгрома.
Не.176 выглядел довольно оригинально. Его основные стойки шасси должны были убираться в полете, но на испытаниях их для надежности законтрили в выпущенном положении, а ниши закрыли крышками. Также при испытаниях не ставили фонарь кабины, чтобы облегчить летчику покидание машины в аварийной ситуации. Тем не менее, ракетоплан развивал скорость 750 км/ч. До сих пор это является неофициальным рекордом для самолетов с открытой кабиной и фиксированным шасси.
Наземные испытания жидкостного ракетного двигателя HWK RI-203, установленного на Не.176 и развивавшего тягу 600 кг. Двигатель работал на метаноле, используя в качестве окислителя концентрированную азотную кислоту.
Схема ракетолета Не.176. Его фюзеляж был выполнен из металла, а консоли крыла и хвостовое оперение - из дерева. Носовой обтекатель отштампован из прозрачного пластика.
Статьи и заметки о Не.176 нередко сопровождаются вот этой картинкой, однако такого самолета никогда не существовало. Это проектный рисунок второго прототипа Не.176V2, который так и не был построен, поскольку Эрнст Хейнкель вскоре переключился на более перспективные газотурбнные двигатели.
К сказанному можно добавить, что уже 27 августа, за четыре дня до начала Второй мировой войны поднялся в воздух первый в мире турбореактивный самолет Не.178, разработанный, как несложно догадаться, той же фирмой. Из него мог бы получиться удачный легкий перехватчик с высокой скороподъемностью. Однако Германии еще не скоро предстояло ощутить необходимость в таких самолетах, а потому перспективная разработка Хейнкеля не получила поддержки командования Люфтваффе.
Не.178 уже имел сдвижной фонарь и действующий механизм уборки шасси, но конструкция по-прежнему была смешанной. На фотографиях более темными выглядят деревянные участки обшивки.
Heinkel-Hirth HeS-3B - первый в мире авиационный турбореактивный двигатель, доведенный до практического применения. С ним Не.178 достигал скорости 700 км/ч, то есть, немного меньше, чем у Не.176. Но это компенсировалось гораздо большей дальностью и продолжительностью полета, поскольку запасов топлива и окислителя на первом ракетоплане хватало всего на одну минуту работы двигателя.
ЗЫ. Ну и, как говорится, чтобы два раза не вставать. В тот самый день, 20 июня 1939 года, в СССР был арестован всемирно известный артист и режиссер Всеволод Мейерхольд, начавший свою театральную картеру еще в XIX веке. Через полгода этот 66-летний старик после изобретательных пыток был расстрелян как английский и одновременно - японский шпион.
А через месяц после ареста Мейерхольда его жена - актриса Зинаида Райх была зарезана неизвестными, которые даже не пытались имитировать ограбление или изнасилование, а просто нанесли женщине 17 ножевых ран. А еще через некоторое время в освободившейся квартире Мейерхольда и Райх поселился личный шофер Лаврентия Берии.
Вы спросите: ну а какая связь между немецким реактивным дебютантом и судьбой Мейерхольда? Разумеется, абсолютно никакой, сложно найти менее взаимосвязанные события, произошедшие одновременно. Просто каждая страна по-своему готовилась к надвигавшейся мировой войне.
Мейерхольд в роли Пьеро.
|
</> |