Занятное про времена и нравы
caurug — 23.11.2023Был тут намедни один подзамочный пост на некую смежную тему, а сегодня в ленте новых записей попалось вот это https://nikivgr.livejournal.com/501815.html
И подумалось мне, что многие не очень представляют себе как, в глазах общества, выглядело «что такое хорошо и что такое плохо» еще совсем недавно.
*Должен сразу предупредить, я несколько растекусь мысью по древу, чтоб было понятно, как оно воспринималось мной тогда и отчего такой контраст с тем, что сейчас.
Так сложились обстоятельства, что при вполне себе полной семье вырастили меня бабушка с дедушкой по материнской линии, Царствие им небесное.
Вырастили в деревне. Бабушка была 24го года рождения, дед на 6 лет младше. И поселились они в этой деревне в начале 50х.
В общем, смысл в том, что на момент моего появления там фактически на ПМЖ на протяжении нескольких лет, у них скопились всяческие артефакты.
Нет, ничего особо выдающегося — семья была вполне себе пролетарская, хоть и зажиточная — дед в молодости работал на шахте, а потом всю жизнь шоферил, бабушка была дояркой. Так что артефакты были из тех, что широко знакомы многим моим ровесникам. Старый, довоенный еще, комод дубового дерева, который бабушка называла поставец, хромированные кровати с панцирной сеткой, перинами и стопочками подушек «мал-мала-меньше», накрытыми пелеринами, салфетки вязаные крючком, пара натуральных таких сундуков на веранде с окошками в мелкую ячею,содержимое которых представлялось мне чем-то жутко таинственным и ...книги.
Книги, на тот момент, очевидно уже достаточно давно, как я потом понял, переехали в летнюю кухню. Причем, она только по названию была летней, представляя из себе вполне себе капитальный домик из самана ( там всегда было охренительно прохладно летом!) с единственной комнатой 3 на 5, в которой кроме полок, печки «голландки» и очередной панцирной кровати не было ничего, и меленькой верандою на которой стояла плита с газовым баллоном и стол за которым обедал дед. Ну и еще кто-нибудь, поскольку помешалось за ним аккурат двое.
Так вот. Книги. Книги на тех самых полках и стояли.
Честно сказать, книги были всякие. Очевидно, когда мама и ее брат — мой дядька, земля им пухом, учились в школе, на книги в семье денег не жалели.
Однако же, будучи ребенком, основную массу я просто откладывал в сторону. Толстая, картинок нет, все слова непонятные. Короче — фигня. Не буду врать, вообще не помню что там было и о чем. Вроде какие-то учебники, вроде и что-то художественное. Что-то относительно новое, что-то — явно старое. Увы, когда мне оно стало интересно, дед уже умер, бабушка жила с моими родителями, а дом был давным-давно продан и где те книги — Бог весть.
Но были другие. Со странным крупными буквами ДЕТГИЗ
И там все было более-менее понятно.
Понятно, но очень странно. Были сказки выглядящие экзотично до невозможности, — чего стоят только лишь«Храбрый Азмун» или «Песнь о Гайавате» (я в курсе что последнее называть сказкой некорректно, но как еще я мог тогда это воспринять?). Были всякие разные «полезные для пионеров» — как костер развести, как вредителя-суслика поймать и вот это вот все.
И были книги про недавние (а тогда казалось что безумно далекие) былинные времена. Гражданская война. Революция в Монголии, Великая отечественная.
Популярно для детей.
Как храбрая монгольская партизанка что-то, не помню уже что, разведывала и ее поймали японские (точно помню что японские, хоть оно и выглядит странно) интервенты и ей за то неиллюзорно в процессе пыток отрезали грудь. И как ее спасли свои и она с этой самой перебинтованной грудью докладывала не то Сухэ-Батору, не то Чойбалсану несгибаемо и героически. Натуралистично так. По крайней мере процесс отрезания груди по описанию не слишком отличался от свежевания барашка что я наблюдал намедни и даже помог деду подержать шкуру.
Как не менее храбрые советские врачи все в той же Монголии боролись с чумой и как они ту чуму победили, смертию смерть поправ с подробным описанием симптоматики. Натурально все умерли, но Советская Монголия жива!
Как в знойном Туркменистане Deyr fé, Deyja frændr, Deyr sjálfr ið sama...кхгм, короче мрут все там от укуса невзрачного паучка каракурта, как сложно с сывороткой и как кто-то героический, вроде как не слишком взрослый, героически ставит на себе опыт и выясняет, что достаточно в течении пары минут прижать к укусу одну спичку и поджечь ее второй...
Короче с высоты прожитых лет, этакая помесь сорокатонника с Агнией Барто
И ведь оно печаталось всего лишь в середине прошлого века. Тиражами в сотни тысяч. И даже нормально читалась уже в те годы, когда я был юн и кудряв. Но попробуй я поискать такое в детской литературе сейчас...
У этой истории нет морали.
Просто размышления вслух навеянные...Короче навеянные.
Такие дела.
|
</> |