Иностранцы прощаются, но не уходят
taxfree — 04.11.2024 Российские власти достигли серьезных успехов в своих попытках задержать в стране собирающиеся на выход иностранные компании. После нового раунда ужесточения правил продажи российских активов компании из «недружественных» стран стали отказываться от уже согласованных сделок, выяснил русский Forbes. Сами власти с весны почти прекратили выдавать разрешения на сделки.С начала октября правительственная подкомиссия, выдающая разрешения на продажу российских активов компаниями из «недружественных» стран, увеличила дисконт при продаже российского бизнеса с 50% до 60%, а размер «добровольного взноса» в бюджет при заключении сделки — с 15% до 35% от рыночной стоимости продаваемых активов. Формально «добровольный взнос» обычно платит покупатель, но он может учитываться в цене. Таким образом, при продаже российского бизнеса иностранная компания может уйти всего с 5% его стоимости. Новые условия касаются и будущих сделок, и уже согласованных между продавцом и покупателем, но не утвержденных в подкомиссии.
Российские власти регулярно повторяли, что предпочитают, чтоб иностранные компании из «недружественных» стран продолжали работать в стране. Кремлю это нужно и по политическим причинам, и для удержания на своей стороне иностранных лоббистов-бизнесменов, и по чисто финансовым — иностранцы не только платят налоги, но и не могут вывести прибыль в виде дивидендов, которые остаются запертыми на специальных рублевых счетах (так называемых счетах типа «С»). Как следует из отчета управляющего этими счетами Агентства по страхованию вкладов за 2023 год, всего на этих счетах уже скопилось 1,2 трлн рублей ($12 млрд). Это как минимум в 20 раз меньше, чем объем средств России, замороженных на Западе, но эти деньги российское правительство готово изымать в ответ на то, что сочтет отъемом своих активов.
Акционеры иностранных компаний не могут в большинстве своем получать прибыль от деятельности в России из-за российских ограничений, а инвестировать прибыль в расширение производства — из-за западных санкций. В результате российские активы не приносят прибыли, но учитываются в общем списке активов. Те компании, которые решили списать активы, уже потеряли $107 млрд, посчитали в марте этого года аналитики Reuters.
Всего в России продолжают оставаться более полутора тысяч иностранных компаний, утверждает Киевская школа экономики. Впрочем, собственно западных компаний там около половины, многие — не публичные, а часть присутствует лишь номинально, не ведя никакой деятельности.
После исхода 2022–2023 годов поток уходящих из России компаний существенно поредел — те, кто очень хотел, ушли, а те, кто остался, уже не находятся под давлением акционеров покинуть страну. Как говорил в интервью FT в феврале глава компании Mondelez Дирк Ван де Пут, «инвесторам стало безразлично с моральной точки зрения, остаются ли компании в России». На собрании акционеров в мае только треть проголосовала за то, чтоб обязать менеджмент Mondelez прояснить свою позицию относительно бизнеса в странах с проблемами в области прав человека.
Тем же компаниям, кто хочет уйти либо по своему желанию, либо под давлением своих национальных регуляторов, как банки «Райффайзен» и «Юникредит», сделать это будет еще сложнее, чем раньше. Австрийская банковская группа RBI (Raiffeisen Bank International) не намерена сдавать свою «дочку» — российский «Райффайзен» — просто так, заявил генеральный директор RBI Йохан Штробль на этой неделе на конференц-колле по результатам третьего квартала.
Что мне с этого?
Получается, что в выигрыше оказались те западные компании, которые ушли сразу после начала СВО — когда дисконтов и «добровольных платежей в бюджет» еще не было, а активы можно было продать с простым рыночным дисконтом. Для оптимистов остается надежда, что сохранение бизнеса в России в состоянии корпоративного анабиоза может обернуться удачей в светлом будущем без СВО и санкций. Потребители могут рассчитывать, что компании скорее останутся, чем уйдут, но их бизнес в России будет скукоживаться, пока его не приберут авторитетные покупатели.
Автор материала — приглашенный научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA) Александр Коляндр
По материалам интернета
Добавиться в друзья можно
вот тут
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку
ниже:
|
</> |