
Почему у нас непопулярны электрокары? Кому это невыгодно?

Почему будущее за е-мобилями? За развитием индустрии электрических автомобилей наблюдать так же интересно, как и за открытием космоса, здесь не меньше впечатляющих открытий.

Но самое главное – элетромобили ведут нас к драматическим переменам, в первую очередь, к спаду нефтяного бизнеса и кризису автопроизводителей. Интересно в этой истории всё: как автопроизводители занимают новые ниши, как правительства внедряют электромобили, какие политические цели они преследуют.
Как изменится общество?
То, что будущее за электрическими автомобилями, уже ни у кого не вызывает споров – всё из-за неоспоримых преимуществ «зелёного» авто. Но как они изменят общество, остаётся загадкой. Хотя современное общество на фоне информационного шума отрастило себе толстую шкуру скептицизма и не реагирует на голословные обещания, некоторые прогнозы экспертов индустрии всё же пользуются популярностью.
Американский экономист, преподаватель и лектор Тони Себа снискал славу за счёт своих прогнозов о будущем транс
порта и общества в целом. По словам, Тони, радикальные перемены намного ближе, чем мы представляем. Вот некоторые тезисы из доклада экономиста Future of Transportation:
- В сравнении с авто с ДВС электромобили в 10 раз дешевле в обслуживании и в 10 раз дешевле по зарядке
- К 2030 году 95% пробега в пассажирских перевозках будет выполнено автономным общественным электротранспортом
- К 2030 80% парковок в городе не понадобится
- До 90% сократятся выбросы углекислого газа, если зарядка будет от солнечной энергии
- 1 миллион электрокаров произведёт китайский автоконцерн Didi в 2020 году
- Системы автопилота помогут спасти до 900 тысяч жизней на дорогах в год.
Как говорил Генри Форд, «Если бы я делал только то, что хотят от меня люди, они бы до сих пор ездили на каретах».
Важные даты
1841 год: Первая тележка с электрическим мотором появилась в 1841 году: первый электромотор был мощностью в 4 лошадиные силы, а проехать на нём можно было 64 километра без подзарядки. Уже тогда общество уже видело плюсы этого изобретения – никаких выхлопов и сильно нагревающихся элементов.
1899 год: В 1899 году появился La Jamais Contente, который смог разогнаться до 100км/час – ошеломительный результат для тех времён. В этом же году появился первый русский электромобиль: изобретатель Ипполит Романов смог снизить весь авто до 720 кг, в это время французский конкурент весил 1440 кг. Правда, запас хода составлял только 1 км.
1966 год: создана первая экомашина в США компанией General Motors.
Первый электромотор появился еще в 1841 году, но мы всё еще на ДВС! Заговор?
Появление таких авто было настоящим технологическим бумом, потому в 20 веке люди ожидали массового появления е-мобилей. Но прорыва, как понимаете, не случилось до сих пор, и проблемы у людей прошлого столетия с электромашинами были примерно те же, что и у нас – малый запас энергии для путешествий, сложности с заправкой.
В результате двигатели внутреннего сгорания победили, но на какое-то время. В 70-х годах 20 века люди столкнулись с первым серьёзным энергетическим кризисом, цены на нефть резко подскочили. Одновременно общество стало осознавать экологические проблемы, вызванные автотранспортом. Тогда вовлеченность в тему развития электрического транспорта возросла, но прорыва снова не случилось.
Короткая жизнь первого экомобиля в США
Ближе к 90-м проблема загазованности стала острее, и США первыми пошли на революционные решения – был издан мандат California Air Resources Board, согласно которому в самом загазованном штате, Калифорнии, 2% продаваемых авто не должны были производить выхлопов уже в 1988 году, а к 2003 году их количество должно было вырасти до 10%.
Как следствие, крупный американский автопроизводитель активно занялся разработкой экомашин, и первооткрывателем стала компания General Motors, выпустившая EV1 (Electronic vehicle 1) в 1966 году.
Стоимость первой EV1 была настолько высока, что позволить её могли только очень состоятельные американцы. Дальше последовал странный шаг – компания отозвала и уничтожила все автомобили EV1: официальной причиной стало окончание сроков службы аккумуляторов. Кроме того, был отменён калифорнийский мандат California Air Resources Board на транспорт с нулевыми выбросами.
«Кто убил электромобиль?»
Известно, что модель EV1 не пользовалась спросом и была не выгодна производителю, но зачем уничтожать? И действительно ли дело в просроченных аккумуляторах? Один из ведущих менеджеров проекта Дейв Бартмусс говорил о невозможности перехода электромашин на массовое производство из-за дороговизны и дальности поездки до 100 миль.
Но некоторые увидели в этом решении сговор – новый проект поставил бы под удар нефтяные и автомобильные компании, которые, к слову, прилично протестовали вместе с сильной компанией – администрацией Джорджа Буша и бывшими руководителями крупных нефтяных компаний и автоконцернов Диком Чейни, Кондолизой Райс и Эндрю Карда.
Вероятно, что при желании бесспорные недоработки е-мобилей были бы решены со временем, но проект завернули на долгие годы. Подробно судьба EV1 рассказана в документальном фильме американского режиссёра и эко-активиста Криса Пейна «Кто убил электромобиль? (англ. Who Killed The Electric Car?). Авторы документалки приходят к выводу: General Motors изначально не планировала разрабатывать маркетинговую стратегию и не была заинтересована в повышенном интересе к EV1.
История нулевых
Очередной рост цен и ухудшающаяся экология, кажется, окончательно убеждают правительства в необходимости электрификации, развитые страны активно инвестируют деньги в инновационные проекты.
В 2010 году японский кар Daihatsu Mira EV производит переворот, проехав 1003,184 км на одном заряде. За ним эко-машинку ждало немало побед: в 2010 Lekker Mobil проделал путешествие из Мюнхена в Берлин, сохранив 18% заряда, в этом же году Nissan Leaf был назван автомобилем года в Европе, а в 2011 Mitsubishi i-MiEV стали продавать в России, и в 2012 был запущен отечественный проект El Lada.
В 2011 Крис Пейн снял вторую часть документального фильма – «Реванш электромобиля/Revenge of the Electric Car)». Фильм рассказывает о деятельности четырёх предпринимателей с 2007-2010 годы по возвращению эко-машин: среди них со-основатель Tesla Motors Илон Маск и не менее влиятельные и харизматичные эксперты индустрии – топ-менеджер Роберт Латц, художник по стали и медиа-личность Грег Эбботт и Карлос Гон, спасший в своё время Nissan от тяжелого кризиса. К 2020 году автоконцерн разработал 7 моделей и занимается внедрением Robotaxi – полностью авторизованного таксопарка.
К 2010-м производство е-мобилей окончательно встало на рельсы, и с тех пор правительства занимаются другими насущными вопросами – созданием заправочных станций и мотивацией своих граждан покупать новые авто. В последние годы активно разрабатывается система беспилотного управления – разработкой занимается Google.
Как дело обстоит в России
В России спрос на новые авто только зарождается: медленно, но верно появляются системы поощрения граждан и заправочные станции. В целом индустрия держится на таких китах, как США, Китай, Германия + есть ряд небольших европейских стран, которые добились отличных результатов по электрификации. Для большинства стран прогресс часто приходит с задержкой в 4 года, а что касается нефтяных государств, то в них этот процесс наверняка будет оттягиваться.

Российские эксперты уверены: быстрого массового перехода на новые машины не предвидится. В интервью информационному агентству ТАСС директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин отметил, что е-мобили относятся к luxury-сегменту, и заниматься активным внедрением в российских реалиях трудно. Кроме того, возможно Россия займётся развитием газомоторного и гибридного топлива. На сегодняшний день самые популярные авто в России с ценами:
- Tesla Model X – от 12-13 миллионов ₽
- Tesla Model S – больше 15 000 000₽
- Mitsubishi i-MiEV – около 1 000 000₽
- Renault Twizy – от 800 000₽
- Renault Kangoo Z.E. – от 2 200 000₽
- BMW i3 – от 4 000 000₽
- Lada Ellada – 1 200 000₽.

А теперь то, о чём мало говорят…
Машины нового поколения имеют столько преимуществ, что невольно начинаешь искать подвох, и он есть! И в самом корне – электрические авто, увы, не решат проблему экологического загрязнения, и массовый переход на них породит новые проблемы.
Производство аккумуляторов – не самый экологичный процесс, и состав аккумуляторов совсем не эко, кроме того, батареи имеют жизненный цикл. Любой эколог скажет, что ни ГЭС, ни ТЭС, ни АЭС, ни даже солнечные батареи не являются экологичными способами добычи электроэнергии. На ТЭС сжигают солярку, уголь, природный газ.
Солнечные батареи изготавливают из токсичных материалов, и хотя срок их службы 30-50 лет, утилизировать их всё равно придётся, а эта проблема так и не решена. Увы, любое вмешательство человека в экосистему приводит к одному и тому же сценарию.
Вместо заключения: философия электрических авто
В связи с недостаточно развитой инфраструктурой, дороговизной и нежеланием экспериментировать, немногим людям хочется быть первопроходцами. Но те, кто решаются на покупку авто, часто остаются довольны и становятся энтузиастами.
Среди владельцев таких машин формируется своя философия и этика общения – на заправочных станциях люди начинают общаться и заводить знакомства, некоторые ведут свои блоги и сайты. Тенденция, конечно, положительная.
Но если произойдёт технологический бум, как нам пророчат, возможно, после десятилетий эксплуатации мы поймём, что е-мобили не могут решить проблемы, накопленные человечеством, и нас ждёт новое разочарование. Похоже, в 2020-м всё, что активно продвигается как исключительно положительное – блюдо маркетинговой кухни.
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Видео Tesla о работе автопилота оказалось постановочным Motor.ru
- Реклама с возможностями автопилота Tesla в 2016 году была постановкой — части функций в машине ещё не ... vc.ru
- Суд выяснил, что рекламный ролик автопилота Tesla был постановочным ИА Красная Весна