Заметки на полях марксистской социобиологической
new_rabochy — 26.08.2021 Во-первых, то, что давно напрашивается выделить: МС-концепция подталкивает к верному пересмотру нашего, человеческого отношения к труду. Мы таки перешли к нему не потому, что сами по себе захотели; а потому, что жизнь заставила. Конкурентное общество образовалось по нашему выходу из первобытного коммунизма - выходу не по своей воле, а из-за неконтролируемого естественного роста собственной численности.Еще раз. Потому что я вижу, что некоторые вещи следует повторять раз за разом, до полного уяснения. Окружающая нас природная среда менялась по независящим от нас причинам издревне. Неблагоприятно и благоприятно, в целом для экосистем. С последним отступлением глобального неблагоприятного изменения - эпохи похолодания, немногие ее пережившие, образно говоря, "вышли из пещер" - в благоприятную для своего размножения среду. Чем и занялись - в том естественно образовывавшемся изобилии, потому и послужившем для появления среди нас первобытного коммунизма: когда у людей не было необходимости конкурировать друг с другом. И вот вследствие роста своей численности потому же, однажды для нас необходимого стало не хватать на всех, пусть сперва может только и временами и местами, но именно то и тогда, послужило появлению там конкурентного общества (т.е. общества, в которому люди конкурируют за выживание)!
Ещё один важный момент. Марксизм акцентирует для нас то: что люди сами делают свою историю (да, в имеющихся исторических обстоятельствах). Глупыши упорно не хотят понимать того, что человеческие действия могут как служить прогрессу. Так и наоборот!
Глупыши в коммах страдают тем, что ищут неких псевдорациональных объяснений нашему прошлому. Особенно страдают этим троцкисты, и к ним примыкающие. Надо ли разбирать предметно?..
Если в общем, то речь о том, что возникшая в конкурентном обществе конкуренция, могла канализироваться как в прогресс. Так и служить стагнации! И да, когда мы сравниваем общества, которые так и не перешли в эксплуататорские, а остались одними конкурентными - мы явно видим, почему превращение конкурентного общества в эксплуататорское, являлось социальным прогрессом.
Вернусь к тому, с чего начал пост. Неолитическая революция. Она происходит в конкурентном обществе, изменяя его, и создавая в нем тот фундамент, на основе которого это общество может стать потом и эксплуататорским. Происходит это пусть вынужденным, но самостоятельным обращением к труду. Те же, кто к нему не обращаются - просто продолжили есть друг друга в конкурентном донеолитическом обществе.
Кстати, что любопытно. Загуглил походя термин "донеолетическое", и - вуаля, - из словаря "Мир Лема": касательно "проблем природы человека (в ряду вопросов: существует ли только одна его видовая модель, или же определенные наследственные обусловленности задерживали различные группы тысячелетиями на донеолитическом уровне?)". Для нас же, полагаю, очевидно, что речь ведется про "только одну видовую модель человека". То, что я до вас и пытаюсь донести: пусть конкуренция и подталкивает к прогрессу, но нашим ответом на неё может быть и стагнация (с неминуемой опасностью деградировать!).
Ещё пока гуглил, попал на занятную дискуссию - не смейтесь! - на Попаданцев.нет. Так как у нас в коммах несут фигню, приведу вам фрагментарно, чтобы почитали, что люди пишут:
kraz> Вообще-то история австралийских аборигенов — редкостный пример, когда при обилии ресурсов пошла заметная деградация.
(Мит Сколов: так ли уж редкостный? Как бы не наоборот... Пример СССР сюда же.)
Grue> Ну так от избытка ресурсов деградация и случилась. Не было конкуренции за ресурс, жратвы на всех хватало, зачем усложняться?
Aleksandr Писецкий> Если нет конкуренции, тогда должна была расти численность населения, до тех пор пока ресурсы опять станут в дефиците. Мальтузианская ловушка.
kraz> рекомендую рассмотреть даже не то, был ли у них регресс за 50 тысяч лет. У них ведь прогресса не было!
Похоже, в Австралии было много крупных сумчатых, на которых оказалось просто охотится. Обленились. Радость закончилась примерно 8-9 тысяч лет назад, когда всех выбили. И нарушили биологическое равновесие — вторичные вымирания, облысение лесов и прочие радости. Но… непонятно почему они не начали шевелится, а начали потихоньку сокращаться.
vashu1> Индикатором перелома в насилии иногда называют изобретение щита. У австралийцев щит был, так что насилия хватало.
Akray> С этого [определенного] времени тасманийские аборигены были географически изолированы. Около 9000 лет назад население небольших островов в Бассовом проливе и на острове Кенгуру погибло.
Лев> Анатомические изменения австралийских аборигенов [в худшую сторону] — не есть чьи-то зловредные наговоры. Хронология археологических находок.
https://www.popadancev.net/avstralijskie-aborigeny/
Вот ещё примечательный фрагмент (Надеждин Н.Я., Энциклопедия географических открытий):
Исследование культуры австралийских аборигенов (их часто называют просто аборигенами, это название закрепилось за коренными австралийцами само собой) дало науке уникальный шанс исследовать уклад жизни позднего палеолита. Первые обитатели Австралии принесли с собой навыки рыбной ловли и собирательства, но они совсем не знали земледелия. Северное побережье континента чрезвычайно богато моллюсками и рыбой. Археологи находят на берегу и в прибрежной полосе океана огромные ракушечные кучи, возраст которых - десятки тысяч лет. Это самые первые следы деятельности австралийских аборигенов, которые питались моллюсками и складывали раковины в эти кучи. На австралийском континенте нет крупных хищников, которые были бы опасны людям, - если не считать крупных крокодилов в прибрежной зоне севера Австралии. Неповторимый животный и растительный мир, развивающийся изолированно от других континентов, обилие пищи, тёплый климат - всё это стало причиной остановки развития жителей Австралии. Их культура уникальна и в то же время примитивна - если сравнивать её с другими древними культурами.
<...> Они не носят одежду (речь, конечно, идёт об аборигенах, живших в Австралии до колонизации континента европейцами), используя лишь набедренные повязки, потому что одежда в условиях тёплого климата не нужна. Не строят жилищ, поскольку ведут кочевой образ жизни, добывают пропитание исключительно собирательством, охотой и рыболовством. Их семьи полигамны (один мужчина и несколько женщин), взаимоотношения полностью подчинены племенным традициям. Вместе с тем различные племена аборигенов чрезвычайно разобщены и даже не способны общаться друг с другом. Достаточно сказать, что к моменту открытия континента на территории Австралии проживало около 300 тысяч человек, которые говорили на... шести сотнях различных языков! Очень низкая плотность населения (одна из самых низких в мире - 1 человек на 25 квадратных километров) и огромная территория материка (сравнимая с территорией современных Соединённых Штатов Америки) привели к тому, что отдельные племена развивались независимо друг от друга. Однако ни одно из австралийских племён не изобрело письменности. Все существующие исторические памятники древней австралийской культуры относятся исключительно к наскальной живописи. Ремесленничество общины аборигенов ограничивалось плетением женщинами сумок из древесных волокон и изготовлением растительных красок для ритуального раскрашивания тела. Удивительный путь - десятки тысяч лет жизни в благодатных условиях, и никакого продвижения вперёд. Нет ужасных эпидемий, нет естественных врагов, нет и надобности создавать какие-либо средства для борьбы с ними. Исследователи культуры аборигенов отмечают, что австралийские охотники - плохие стрелки. Вместо того чтобы совершенствовать примитивные луки и копья, они... подкрадываются к животному на максимально близкое расстояние, с которого промахнуться попросту невозможно. И тут возникает другая тема. Несмотря на низкую стадию развития, на которой находились аборигены, они жили (и продолжают жить поныне) в поразительной гармонии с окружающим миром. (М.С.: за исключением, опять напомню, вот этого.)
|
</> |