Заметки на полях (699). Нация "маменькиных сынков"
ifc — 14.10.2019Выражение "маменькин сынок" относится к японцам в самом прямом смысле. Все японцы выращены и воспитаны матерями. Известный каждому японцу миф о молодом принце Аясэ рассказывает, что августейший юноша убил отца, потому что тот был слишком любим матерью и принц чувствовал себя преданным родительницей. Боги сурово наказали Аясэ - он сплошь покрылся гнойными болячками, такими большими и глубокими, что никто не мог вылечить их. И только мать, несмотря на ужас, охвативший её после злодейства сына, стала нежно ухаживать за принцем и выходила его.
Значение отца в воспитании детей ничтожно. Его имя не используется даже в качестве жупела, поскольку в японской семье воспитание ведётся не на основе угроз, запретов и принуждения, а на основе заботы и опеки. "Над тобой будут смеяться. На тебя рассердятся. Тебя будут ругать" - набор аргументов, с помощью которых мать взывает к сознанию непослушного ребенка. Японская мать неспроста пугает шалуна: "Смотри, в дом больше не войдёшь". Она грозит ребенку отлучением от семьи - первой общины, по законам которой приучается он жить. Все материнские аргументы в той или иной степени подразумевают наказание общинным бойкотом.
Ёсия Ариёси, председатель гигантской пароходной компании "Нихон юсэн", очень чётко и предельно доходчиво объяснил во время одной из последних в своей жизни встреч с иностранными журналистами, почему японский менеджмент столь деятельно использует в работе с персоналом традицию материнского воспитания детей.
- В Японии первое, что постигает ребенок после рождения, это - необходимость жить в гармонии с группой, к которой он принадлежит, - сказал Ариёси. - Если ребёнок хорошо себя ведёт и не предъявляет чрезмерных требований, родители, соседи, друзья балуют его. К совершеннолетию японец прочно усваивает, что в обмен за послушание группе люди будут к нему добры и уважительны, а следовательно, для достижения жизненного успеха - увеличения доходов, продвижения по службе - послушание окажется полезнее строптивости.
Ариёси заметил иронические улыбки на лицах журналистов, сам усмехнулся, оглядел нас снисходительным и чуть-чуть презрительным взглядом учителя, которому достались не слишком смышленые ученики, и повторил вопрос, с каким мы пришли к нему:
- Вы спрашиваете, отчего японцы в ряде случаев работают эффективнее, чем американцы или западноевропейцы? - Ариёси посерьёзнел и уверенно заключил: - Когда японец убеждён, что в группе, по отношению к которой он испытывает преданность, его любят или, говоря точнее, предоставляют ему твёрдое и уважаемое место, он будет трудиться с гораздо большей отдачей, чем любой американец или западноевропеец.
По японским представлениям, человек хорош или плох не в силу положительных или отрицательных черт характера, благородных или низменных взглядов, безупречных или некрасивых действий. Человек получает оценку в зависимости от отношения к нему окружающих. Японец совсем не чувствует за собой вины, даже преступив все десять заповедей. Но сознание, что своим поступком он нанёс вред членам общины, которые этого никак не ожидали от него, вызывает у него жестокие угрызения совести. Материнское воспитание сказалось и здесь. Когда на озорничающего ребенка не производит впечатления угроза бойкотом, мать всё равно не сердится и не кричит. Она создаёт атмосферу, в которой ребёнок ощущает, что мать испытывает из-за него чувство вины, что у матери неприятности из-за его шалостей. И это сильнее, чем любое наказание, воздействует на ребенка.
Владимир Цветов, "Пятнадцатый камень сада Рёандзи"
Тоже очень показательный фрагмент. Особенно на фоне того, что в любимом Мордоре тоже есть такая проблема, как мужчины, выращенные женщинами.
Я как-то цитировал советского классика, справедливо заметившего, что все мужчины делятся на две группы - одни сражаются, а другие - ноют. Теперь представьте, что вторые смогли населить целую страну, и вы получите представление о том, что происходит в Японии. Отсюда растут ноги у множества японских феноменов вроде упоминаемых ранее "парасайто сингуру".
Общество, где рулят "маменькины сынки" - это тупик эволюции. Кто позволяет великовозрастным паразитам всю жизнь сидеть на родительской шее? Гиперопекающие мамки-квочки. Почему мужья не возражают им и не выбрасывают своих давно совершеннолетних чад на мороз? Потому что мужья, прежде чем стать отцами, тоже были воспитаны мамками-квочками.
В комментариях к предыдущей заметке один из камрадов указал, что Япония вестернизировалась. Но у этой медали есть и обратная сторона: в оккупировавшем бывших самураев Оплоте Свободы тоже восторжествовала безотцовщина японского образца.
Нам следует сделать выводы из происходящего в нормальных-то странах, и ни в коем случае не допустить подобного развития события в любимом Мордоре. Потому что триумф "маменьких сынков" сулит нашей уникальной цивилизации смерть.
|
</> |