Заметки на память
vladimir101 — 04.07.2012Памятник Марине Цветаевой в Москве. Вот как-то так стихи и рождаются.
Надо отрешиться от внешнего мира и включить подсознание.
Пианистам дали ноты, клавиатуру и попросили поиграть. При этом смотрели какая часть мозга у них работала. Назовем эту область Х. Потом попросили импровизировать на сыгранную тему. Мозг отреагировал мгновенно. Вместо области Х стала работать область Y. Эту область назвали зоной творчества.
У шахматистов область Y почти не работает. В шахматах мало творчества, как это ни странно. Области Х вполне хватает. А вот у игроков в покер работает область Y. Они решают сложные психологические задачи, а не перебирают варианты, как шахматисты.
Это я узнал из работ Mihily Csikszentmitalyi — американского психолога, недавно приезжавшего в Россию. Он плодовит (20 книг), красноречив, эрудирован, занимается психологией творчества.
Читать его тяжело. Очень трудно найти найти что-то рациональное в его потоке слов и бесконечных примеров, иллюстрирующих, скорее, его эрудицию, но не логику рассуждений. Для меня было важен его вывод, что творчество требует глубокого погружения в проблему, отрешения от внешних раздражителей.
Тоже пишет и русский писатель Е.И. Замятин, чудом ускользнувший от сталинской машины репрессий. В своей лекции «Психология творчества» он приводит примеры, как разные писатели с помощью крепкого чая, табака, кофе, коньяка и даже наркотиков уходили от внешнего мира, отключали сознание и включали подсознание, которое генерировало тысячи образов и ассоциаций. Сознанию оставалось только отобрать наиболее подходящий вариант.
Подсознание хорошо работает во сне. Это я могу сам подтвердить. Много раз ночью мне приходили в голову решения разных проблем. К сожалению, утром я не всегда мог это вспомнить, но я твердо знал, что решение существует, что оно уже побывало у меня в голове и остается только вспомнить это еще раз!
Почему я сейчас об этом пишу? Потому, что это одна из главным задач при разработке умных роботов. Легко написать программу для робота-вычислителя, робота, выполняющего простые задания. Но нужны другие роботы, которые могут придумывать нетривиальные решения, т. е. заниматься творчеством.
Представьте, что мы сделали робота, который умеет срывать яблоки своей механической рукой и класть их в корзинку. Программа для такого робота простая. Чтобы сорвать яблоко он подходит к дереву и поднимает руку. Эти движения уменьшают расстояние от его руки до яблока, и программа говорит роботу, что все правильно. Ему надо двигаться так, чтобы это расстояние сокращалось.
Но вот он сорвал все яблоки, до которых смог дотянуться, а что дальше? Что делать с яблоками на высоких ветках? Как бедняга робот может сообразить, что надо или потрясти яблоню, или взять палку и стукнуть по яблоку, чтобы оно упало на землю?
Конечно, можно запрограммировать процесс работы с палкой, но это будет творчество программиста, а не робота.
А как взял палку первобытный человек? Тут все просто. Даже у грудных детей хорошо развит хватательный рефлекс. А дальше человек случайно махал взятой палкой, сбил яблоко, запомнил это и стал человеком разумным!
Я могу написать программу, где роботу будет сказано: достать яблоко любой ценой, используя все доступные предметы и совершая любые действия с этими предметами. Тогда робот найдет палку, возьмет ее и будет долго с ней упражняться. Он может закопать ее в землю, поднять, положить около себя, передвинуть ближе к дереву, помахать ей в воздухе, бросить ее в сторону восходящего солнца. Вариантов много. Наконец на миллионный раз робот случайно стукнет палкой по яблоку, оно упадет, робот возьмет его и положит в корзину. После этого он запомнит этот метод и будет его использовать. Но можно ли такой процесс назвать творчеством?
Нет, конечно, нет. Это путь из анекдота: «Чего там думать, трясти надо!»
А робот может думать. Мы можем написать программу, где все эти миллионы движений не будут осуществляться в действительности, а будут моделироваться в памяти робота. Вот он увидел палку, и сразу включил «подсознание». Там генерируются картинки всех возможных действий с этой палкой, причем чем «ближе» эти действия к достижению цели, тем больший «вес» они приобретают. В конце концов выстроится цепочка движений, которая приведет к достижению результата: яблоко будет сбито на землю, поднято и положено в корзинку! Роботу останется только спокойно взять палку и под аплодисменты изумленных зрителей сделать в действительности все, что он вычислил.
Как-то так и работает наше сознание, когда мы пытаемся придумать что-то новое. В подсознании, т. е. области Y, идет перебор вариантов, которые слабо контролируются нашим основным сознанием. Наше основное сознание только отбирает наилучшие варианты.
Так что, проблема творчества теоретически решена? Сначала робот научится работать с палкой, потом сделает каменный топор, потом добудет огонь, изобретет колесо, построит дворцы, напишет роботоверсию Иллиады и поймет, как можно использовать атомную энергию. И все это будет в миллионы раз быстрее, чем у людей. Ведь люди - это большие тугодумы. Даже мухи думают быстрее нас в 200 раз!
Проблема в том, что нет языка программирования и достаточно мощных компьютеров, которые моделируют наше подсознание. Нужно уметь мгновенно перебирать картинки различных действий робота и одновременно анализировать их с точки зрения достижения необходимых результатов.
Это сильно тормозит решение проблемы. Наметки, модели, прикидки, тесты - это все хорошо, но главное еще никем не сделано. Это очень сложная проблема, включающая в себя создание новых областей математики.