Зал Veritas - Вера на выставке "Старые мастера. Путешествие во времени" в
sinekvan — 21.01.2022 Теги: Мадонна В первом зале на выставке "Старые мастера. Путешествие во времени" в музее-усадьбе Г. Р. Державина, который называется Veritas - Вера представлены картины с изображением Мадонны, которая стала символом эпохи Возрождения и основным сюжетом в полотнах Старых мастеров.Искусство Возрождения через образ Мадонны подняла женщину на пьедестал и вознесла её земную красоту, как самое прекрасное, что есть на Земле. Женщина - мать символизировала спасение человечества и возрождение новой жизни.
При входе в зал видны две доминанты
Первая доминанта это прекрасная картина «Святое семейство с маленьким Св. Иоанном Крестителем» флорентийца Франческо Морандини (1544-1597). Мастер флорентийской школы отличается изысканной и тонкой манерой и не представлен в музеях России. Художник был ассистентом Джорджо Вазари, принимал участие в росписи палаццо Веккьо (1555-1561) и Студиоло Франческо I Медичи, великого герцога Тосканы. Конец XVI века.
Перед картиной находятся скамейки для моления. Кажется что находишься в церкви.
Такое же ощущение создается у расположеной в центре зала живописной иконы - "Мадонна с младенцем, держащим щегла", перед которой расположены свечи.
Это одна из самых интересных и наиболее древняя из представленных на выставке живописных работ. Она написана в первой половине XIV века неизвестным итальянским художником. Предположительно она появилась на свет в мастерской Никколо ди Сенья в первой половине XIV века. На полотне чётко видны характерные черты сиенской школы: оригинальное смешение византийских, готических и ренессансных деталей.
Маленькая птичка в руках младенца - предвестник будущих страданий Христа, с другой стороны, он символ его реальности и человечности.
Щегол вызывал у художников ассоциации с терновым венком - птица питается семенами колючего чертополоха и первые работы с таким сюжетом появились уже в XIV веке.
На выставке привлекает внимание картина “Мадонна с младенцем и грушей”, которая имеет богатую историю происхождения и изучения. Атрибуция картин Старых Мастеров — это довольно сложная процедура. Иногда, картина меняет за время своего бытования множество имён.
Авторство картины вначале приписывали кисти мастера Пентуриккио, ученика Перуджино. Но, современные уважаемые эксперты сошлись во мнении, что картина "Мадонна с младенцем и грушей" принадлежит кисти итальянского художника эпохи Возрождения - Франческо Верла, старшего брата Тициана, одного из самых редких и удивительных художников умбрийской школы эпохи Возрождения. В России известно совсем немного его картин.
Прекрасная картина в роскошной раме датируется XV веком.
Картина неизвестного мастера XVIII века "Мадонна с младенцем". Это распространенный библейский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Мария держит на руках ребёнка, смотрит на него с любовью и лаской, в руках у малыша - яблоко, которое символизирует жизнь. У Марии в руке книга, которая является символом Священного писания, извещающего о трагической судьбе Иисуса.
"Поклонение волхвов" традиционная рождественская тема в западноевропейском искусстве. На выставке "Старые мастера. Путешествие во времени" несколько работ, посвящённых этому библейскому сюжету. Особенно торжественна картина "Поклонение волхвов", которую написал в первой четверти XVI века художник антверпенской школы мастер поклонения (маньерист) фон Гроот (Master of the Groote Adoration).
Рядом с Мадонной и младенцем Исусом Христом изображают трёх мудрецов, трёх царей - Валтасара, Каспара и Мельхиора. По евангельским преданиям, это были представители трёх человеческих рас. Вероятно, Чернокожий Валтасар был представителем древнего народа "хамиты", от которого пошли египтяне, ливийцы, нубийцы и эфиопы. Каспар - представлял народ яфетиды(армяне, греки, римляне, немцы, славяне, варяги, пруссы), Мельхиор- арабов, евреев и ассирийцев. Они пришли в дорогих и праздничных одеяниях чтобы поклониться Сыну Божьему. Шли они на свет Звезды Вифлеемской, знаку, явившемуся каждому, вместе с вещим сном о рождении нового царя иудейского. И в качестве даров они преподнесли новорожденному золото, как Царю земному, мирру, как Человеку, и ладан, как сыну Бога. Три царя, поклонившись чудесному ребёнку, Сыну Божьему, вернулись и втроём проповедовали новую религию и были причислены церковью к лику святых.
В соседнем зале представлена еще одна картина "Поклонение волхвов". Неизвестный художник. Фламандская школа. XVI век.
Картина неизвестного художника фламандской школы "Поклонение пастухов". XVI век.
Художник изобразил известный и популярный библейский сюжет - Мария родила Младенца в пещере, об этом событии пастухам, пасшим овец неподалёку от пещеры, поведал ангел и пастухи пришли поклониться новорожденному.
Картина неизвестного художника фламандской школы "Поклонение младенцу и Богоматери со Св. Елизаветой и Св. Иоанном Крестителем". XVII век.
Очень широко распространенная в итальянской живописи группа святых. Младенец Иоанн Креститель, обнаженный, как и Христос; или на нем звериная шкура, и он держит крест, сооруженный из тростника. В евангельском повествовании говорится, что Святое Семейство, возвращаясь из Египта, остановилось у Елисаветы, двоюродной сестры Девы Марии, и ее маленького сына Св. Иоанна. Последний выказал почтение Младенцу Христу - и это при том, что оба они были еще в нежном возрасте.
Картина неизвестного художника нидерландской школы "Встреча пресвятой Марии с Елизаветой". XVII век.
Этот сюжет рассказывает о встрече Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения. Дева Мария узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, немедленно отправилась навестить её. На картине изображен момент их встречи.
Картина неизвестного художника из Испании, написана в XVI веке под впечатлением известной работы братьев Хуберта и Яна ван Эйков, которые расписывали алтарь храма в бельгийском Генте. Королева Екатерина Арагонская в образе святой Екатерины, в платье и роскошной короне, украшенных драгоценными камнями.
Неизвестный художник. Испанская школа. Королева Екатерина Арагонская в образе святой Екатерины. XVI век.
Неизвестный художник. Нидерландская школа. Мадонна с младенцем и ангелами, играющими на струнных инструментах. XVII век.
Денис Калверт (Дианизимо Фламандец). Фламандский художник. Мадонна с младенцем и маленьким Св. Иоанном Крестителем. XVI век.
Картина неизвестного художника нидерландской школы "Мадонна со спящим младенцем и маленьким Св. Иоанном Крестителем". XVI век.
|
</> |