Закадровые тайны фильма «Анкор, еще анкор!»


26 августа исполняется 99 лет со дня рождения известного кинорежиссера, сценариста, оператора Петра Тодоровского. Его фильмы пользовались большим успехом у зрителей, но при этом всегда навлекали на себя шквал критики киночиновников и киноведов. Все его самые знаменитые работы – «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!» – вызвали огромный резонанс и массу споров. Режиссера-фронтовика обвиняли в искажении военного прошлого, незнании исторических реалий и даже очернении образа советского солдата!

Лейтенант-артиллерист Петр Тодоровский | Фото:
uznayvse.ru
О войне Петр Тодоровский знал не понаслышке. Его призвали в армию в
1943 г., когда ему исполнилось 18 лет. С 1944 г. он командовал
минометным взводом, был ранен, отличился в боях. А после войны до
1949 г. служил во военном гарнизоне под Костромой. С тех пор тема
войны стала центральной в его творчестве. Тодоровский говорил:
«Все, что я снимаю, так или иначе связано с войной. Никуда я не
могу от нее деться».

Народный артист РСФСР, режиссер, сценарист и оператор Петр
Тодоровский | Фото: rg.ru
При этом в его фильмах не было батальных сцен, героических подвигов
советских солдат – режиссера всегда больше интересовала «война
изнутри», настоящие человеческие судьбы. Сюжеты своих фильмов он
черпал из жизни, из своего военного и послевоенного прошлого, а у
многих его героев были реальные прототипы. При этом сам Тодоровский
главной темой своих фильмов считал не войну, а любовь: «Война
ведь для нас была – жизнь. Четыре года войны, а нам по 18-20... И
жизнь, любовь пробивались сквозь войну, как росток сквозь асфальт.
Вспоминаются не бои, а как выводили на переформировку во второй
эшелон, как приходили к нам на передний край девушки-снайперы… Если
«Верность» была посвящена тому, с чем уходил человек на фронт, то
«Военно-полевой роман» рассказывает о том, с чем возвращаются с
войны... Трудно было восстанавливать разрушенные города, но еще
труднее – восстанавливать израненные человеческие души.
Неравнодушию к чужой беде учила нас война...».

Кадр из фильма *Анкор, еще анкор!*, 1992 | Фото:
kino-teatr.ru
В центре сюжета фильма «Анкор, еще анкор!» – послевоенная жизнь
маленького провинциального гарнизона. И вновь режиссер откровенно
говорил не о героизме солдат-победителей, а о семейных ссорах,
изменах, подлости, трусости, предательстве и любви. Сам он свой
замысел объяснял так: «То, что многие офицеры привозили с войны
женщин – походных жен, – было сплошь и рядом… Я снимал фильм о
любви. О лейтенанте, который влюбился в молодую, красивую жену
полковника. Полковник живет между молотом и наковальней; у него две
жены – старая, с довоенных лет, и молодая, которую он встретил на
фронте и в которую влюбился без памяти. И угрызения совести, и
мучительные сомнения, и косые взгляды окружающих. Разрубить этот
узел может только выстрел в висок».

Евгений Миронов в фильме *Анкор, еще анкор!*, 1992 | Фото:
kino-teatr.ru

Ирина Розанова в фильме *Анкор, еще анкор!*, 1992 | Фото:
kino-teatr.ru
Сюжет фильма не был вымышленным – Тодоровскому его подсказало
собственное послевоенное прошлое. Из Германии их тогда
перебазировали в полуразрушенный военный городок под Костромой, с
проваленными крышами и выбитыми окнами в казармах. Они жили в
землянках и восстанавливали корпуса. Когда из ближайших деревень
приходили девушки, устраивали танцы. Тодоровский вспоминал: «В
замкнутом круге гарнизонной жизни все было на виду: казарма, плац
для учений, бараки, в которых жили семьи офицеров,
один-единственный магазин, почта... И тут среди лейтенантов пошли
разговоры, что командир полка привез с собой с фронта потрясающе
красивую жену... Увидеть ее за все время совместной службы мы так и
не смогли: дом у полковника Винокурова был обнесен высоким забором.
Перечитав еще раз «Поединок» Куприна, я придумал для своего фильма
историю о лейтенанте, который влюбился в молодую, красивую жену
полковника».

Федотов П. Анкор, еще анкор! | Фото: chitalnya.ru
Название фильма режиссеру подсказала картина Павла Федотова «Анкор,
еще анкор!»: глядя на офицера, который, лежа на кровати, от
безделья дрессирует собаку, Тодоровский тут же представил всю его
однообразную жизнь в военном городке, где каждый день был похож на
предыдущий.

Валентин Гафт в роли полковника Виноградова | Фото:
kino-teatr.ru

Евгений Миронов в фильме *Анкор, еще анкор!*, 1992 | Фото:
kino-teatr.ru
Режиссеру удалось собрать в фильме блестящий актерский состав: роль
полковника досталась Валентину Гафту, его фронтовую подругу сыграла
Ирина Розанова, а роль лейтенанта, в которого она влюбилась,
исполнил Евгений Миронов. На тот момент ему было всего 25 лет, он
был еще малоизвестным начинающим актером, и Ирине Розановой
показалось, что он слишком юн для этой роли, хотя сама она была
старше Миронова всего на 5 лет. Актриса сомневалась в том, что он
сможет отыграть постельные сцены и вообще будет убедителен в роли
влюбленного. И тогда Миронов решился на отчаянный поступок: он
пришел на репетицию, и с порога, даже не раздеваясь, подошел к
Розановой и поцеловал ее в губы. Больше в его мужской
состоятельности она не сомневалась…

Ирина Розанова в фильме *Анкор, еще анкор!*, 1992 | Фото:
kino-teatr.ru

Елена Яковлева в роли Ани, жены капитана Крюкова | Фото:
kino-teatr.ru
Тодоровский нашел в этом фильме роль и для одной из своих любимых
актрис – Елены Яковлевой, звезды его «Интердевочки». У ее героини
тоже был реальный прототип – жена капитана, которая ради
продвижения мужа по службе спала с вышестоящим начальством. О ее
похождениях знали все, кроме ее собственного мужа. Актриса увидела
большой потенциал в таком ярком образе и сыграла его именно так,
как представлял себе режиссер. За эту роль она получила премию
«Ника» в номинации «Лучшая роль второго плана».

Елена Яковлева в роли Ани, жены капитана Крюкова | Фото:
kino-teatr.ru
Не скрывал Тодоровский правды и о пьянстве в армии – героя
Владимира Ильина он тоже «списал» со своего знакомого капитана, у
которого был только один большой недостаток – запойное пьянство. В
результате военные, какими их изобразил в фильме режиссер,
выглядели совсем не героически. Премьера фильма была запланирована
на 23 февраля, но сам министр обороны потребовал снять картину с
эфира в праздничный день. А после того, как «Анкор, еще анкор!»
вышел на экраны, в адрес Тодоровского посыпались обвинения в том,
что он оболгал армию и замарал честь офицера.

Кадр из фильма *Анкор, еще анкор!*, 1992 | Фото:
kino-teatr.ru

Владимир Ильин в фильме *Анкор, еще анкор!*, 1992 | Фото:
kino-teatr.ru
Отзывы военных были очень противоречивыми. После премьеры фильма в
кинотеатре «Россия» к Тодоровскому подошел полковник и горячо
поблагодарил его: «Ты знаешь, я 35 лет по военным городкам
мотаюсь. Все, что у тебя в фильме, то и в жизни, один к
одному...». А вот на съемках одной телепередачи офицер из зала
задал ему вопрос: «Где вы видели такой военный городок, что у
вас в фильме?! Это все неправда!» На это режиссер ему ответил:
«Я прожил в этих военных городках после войны, я рассказал
только маленькую часть этой замкнутой жизни в военных городках, в
тайге… Я сам служил в трех таких городках: в Песочном и двух под
Брянском. Все мои герои мне очень близки. Я вместе с ними жил, так
же пьянствовал, в угаре маршировал ночью на плацу... Я ничего не
придумал… Но военных можно было понять. 70 лет о нашей армии слова
плохого нельзя было сказать – вся правда тщательно
скрывалась».

Кадр из фильма *Анкор, еще анкор!*, 1992 | Фото:
fishki.net
Но правда Тодоровского оказалась многим зрителям просто не нужна.
Фильм вызвал волну критики. Некоторые говорили: так оно все и было,
вот только зачем об этом кино снимать? Здесь же нет никакого
воспитательного эффекта для молодежи! Тем не менее «Анкор, еще
анкор!» получил признание на кинофестивалях, заслужил несколько
наград и стал триумфатором «Кинотавра-93».

Кадр из фильма *Анкор, еще анкор!*, 1992 | Фото:
fishki.net