ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

топ 100 блогов anti_fasmer08.02.2024 ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

Iэл (Эл) — подземный мир бога Эштра создан его отцом, демиургом Дэла за три дня.
Дяла — верховный бог, за 10 дней создал два мира. Мир живых (Малхи) и мир мёртвых (Iэл, Эл). Элом управляет его сын Эштр.
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
Особым почитанием как источник света и тепла у ингушей пользовалось Солнце (Дяла-Малх — «Божье Солнце», у Далгата «Дэлä-Молх»), которое было обожествлено.
Староирланд.язык molc: солнце
В ингушском языке существует поговорка: «В три года выстроенный Дэли-Малхи, в семь лет выстроенный Дэли- Iэли».
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

1. В сказании «Прославленный лекарь» Эл описывается как место, в котором растут фруктовые сады, а на земле лежит золото и серебро, среди которого ползают сармаки(драконы) и змеи
2. В сказании «Спор, разрешённый в царстве мёртвых», Эл выглядит туманным и мрачным.

АНАЛОГИИ:
Иалу — в древнеегипетской мифологической традиции часть загробного мира (Дуата), в которой праведники (или их Ка) обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса.
Ингуш.язык Эл: мир мертвых
Латышский язык elle: ад
Латгальский язык eļne: ад
Греч.язык Элизий/Элизиум: (в античной мифологии) часть загробного мира, где царит вечная весна, и где избранные герои проводят дни без печали и забот.
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

Эштр (Этер, Элда) — бог подземного мира мёртвых Iэл (Эл) в языческой религии ингушей.
В иных культурах: Аид, Осирис
Изначально его образ был положительным. Он считался мудрым и справедливым. Человек умирал тогда, когда бог желает забрать его к себе. Если предсмертная агония длилась долго, богу приносили жертву с просьбой поскорее забрать умирающего. Известно сказание («Прославленный лекарь»), в котором Эштр назван царём сармаков (паччах сармаков). В нём он характеризуется как мудрый правитель, знающий язык всего живого на земле. Ему подчиняются сармаки и прочие змеи. В другом сказании («Спор разрешённый в царстве мёртвых»), его описывают сидящим в башне воздвигнутой из костей. К нему не раз обращались за советом нарты. Сын демиурга Дэла. Его называли Дэли Эштр (Эштр — сын Дэлы). Брат — Елта, сестра — Тушоли.
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

АНАЛОГИИ:
Суд мёртвых в верованиях Древнего Египта — суд Осириса.
Суд мёртвых в монотеистических религиях — страшный суд, судный день всеобщего воскрешения.

Ингуш.язык qel кхел: суд
Ингуш.язык кхел е: судить
Ингуш.язык кхелахо (~й~чо): судья
Ингуш.язык кхеле гӀоргдола:судебный
Ингуш.язык кхел {~о} (~аш) (й, й)
сговор, заговор, совет, совещание, суд, решение, приговор, судьба
Аналог:
ГЕЛИЭЯ: суд присяжных в Древней Греции, прежде всего в Афинах.
Гелиаст (ήλιαστής) — афинский судья-присяжный, член гелиэи.
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

Ингуш.язык Даьлла(дэл/дял/deal): Бог
Табасаран.язык Тяла: Бог
Цыган.язык Del: Бог
Цыган.язык Дел/Дэвэл: Бог
Староирланд.язык Duille, Duil: Бог
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

Ингуш.язык зӀы (зӀанар, зӀанарыж): 1) луч 2) цепь
Таджик.язык зиё: свет
Индонезийский язык sinar: луч
Мордов.язык цинзер: цепь
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

Iэлда или Эштр (бог Ӏэла) уже судил мертвых.При этом было важно, чтобы в подземный мир войти благочестивым, нежели чем грешником. Люди верили, что у грешников не самая сладкая судьба в загробном мире.
Что особо интересно, по поверьям ингушей умершие в Даьле-Маьлхи, то есть в Солнечном мире, были тенями, а в Iэле были полноценными людьми.
Бывало такое, что люди из солнечного мира женили умершего юношу с умершей девушкой.
Когда божий Эштр определяет дальнейшее существование души человека: оставаться ли ей здесь, где «холодно и темно», либо оправляться в иной мир, то становится понятным, почему душа «убитого против неприятеля» еще не наслаждается своим счастьем, а похожа на «зачумленную» либо «изувеченную». Душа убитого в честном бою и похороненная должным образом отправлялась в иной мир, мир благодати, мир предков, а душа человека с отсутствующими частями тела или не получившего возможности быть захороненным на родной земле, оставалась в холодном и темном пограничном пространстве. Удивительно, но такой взгляд на существование души в ином мире сохранился и в настоящее время: так, для ингушской среды абсолютно неприемлемым является проведение патологоанатомических исследований над телом покойника, дабы исключить всякую возможность изменения человеческого организма.

АНАЛОГИИ:
В мифах древних греков душа отделялась от плоти, в виде тени продолжала своё существование в особом подземном царстве, которым управлял бог Аид (римляне называли его Плутоном). Тени умерших людей выглядели абсолютно так же, как выглядели при жизни, но были бесплотны. Они спускались в царство Аида, где путь им преграждала река Лета. Теням очень нужно было сохранить свою память. Ведь впереди их ожидал суд.

Латынь lētī,lētō: гибель
Класса Д:
Ингуш.язык ледды: сдохнет
Ингуш.язык леддал: смертность
Ингуш.язык леддов: смертельное
Валлийский язык lleddi, lladdwn: убивать, губить
ЛЕТАЛЬНЫЙ: от letalis «смертельный»

Класса В:
Ингуш.язык венна/ванн |гл. ф. от вала - умереть| - умерев
Чукотский язык въэннок: умирать
Чукотский язык вайн’ык: умирать
Кечуа(Инков)язык wañuy'умереть'
Финский яз vainaa, vainaja: мертвый, труп;
Лувийский язык wala: 'умирать
Древнеисланд. язык val: мертвый
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ


Ингуш.язык кхалха (кхелх,кхелхийн,кхелхер, кхалхар): смерть, переселение, умереть, мертвец, переселенец
Валлийский язык celain: мертвец
Финский язык kuolla: умереть
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

РЕЦЕПТ ПИВА ИЗ ПОТУСТОРОННЕГО МИРА:
Боткий Ширтка (ингуш. Боткий Ширткъа) — в языческой религии ингушей шаман, обладающий способностью физически перемещаться между мирами.
Интересно, что по сказаниям, есть возможность будучи живым, физически проникнуть в мир мёртвых. Боткий Ширтка — умел перемещаться между мирами, и большую часть жизни провёл в Эле(Мир Мертвых). Туда он приводил Селу-Сату, других нартов и даже людей. Также принес из Эла водяную мельницу, а с его помощью Сата принесла иглы и рецепт изготовления пива.
Ингуш.язык Боткъий-Юрт: село Батоко
Батако́ или Ста́рый Батако́ — село в Правобережном районе Республики Северная Осетия — Алания
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

У ИНГУШЕЙ:
Когда луна была в солнечном мире, то в подземном светило солнце. Люди на том свете также работали, женились и жили обычной жизни. Также по поверьям люди могли отправлять вещи из одного мира в другой.
Если Солнце — светило для живых, но Луна — для умерших. И у нее тоже есть мать — Кинча, покровительница мертвых, уже не нуждающихся в солнечном тепле.
Cуществуют две версии об устройстве Эла, записанные со слов ингуш.жрецов:
1. Когда на этом свете светит солнце и люди работают, на том свете ночь.
2. Светилом в мире мёртвых служит луна.

АНАЛОГИЯ У СЕРБОВ:
У славян известно верование, согласно которому души умерших отправляются на Месяц. Сербы по ЛУНЕ-Месяцу узнавали, жив или погиб кто-то из близких, кто ушёл на войну или вообще находится вдали от родного дома. Для этого нужно было взять человеческий череп, трижды окунуть его в ключевую воду и в полночь во время Полнолуния посмотреть сквозь него на Месяц. Так гадали жёны о своих мужьях: считалось, что если муж жив, то жена увидит его перед собой, если же он погиб, она увидит его на Месяце.

В Белоруссии молитвы, читавшиеся при виде молодого Месяца, посвящались душам, которые «не дождались нового Месяца», т.е. недавно умершим.
Ингуш.язык заьла: луна достигшей полноты

У ИНГУШЕЙ:
Каждая звезда на небе, согласно ингушским поверьям, — это душа человека. Люди умирают ровно через год после падения своей звезды.

АНАЛОГИИ:
Откуда на небе появились звезды, восточные славяне тоже объясняли по‑разному. Согласно одним легендам, звезд на небе столько, сколько на земле живущих людей. Каждый человек имеет свою звезду, и, когда он умирает, звезда падает с неба.


Ингуш.язык седа (седкъа, садераж): звёзда, звезды
Латынь sīdus ( genitive sīderis): звезда
Алеутский язык sdax̂: звезда
Ингуш.язык сеткъа: свет
Ингуш.язык сеткъарг: светлячок
Ингуш.яз.се́тал:кресало,отвертка
Эрзянский язык сятко: искра
Согдийский язык(мертв) xsetak: заря
Валлон.язык sitoele: звезда

У ИНГУШЕЙ:
МЕДНЫЕ ВРАТА В МИР МЕРТВЫХ:
Медные врата в Iэл охраняет неуязвимое существо Ешап. Ешап у врат Iэла является великаншей, которая имеет по ДЕВЯТЬ РУК, ног и глаз. Убить ее не смог даже нарт Сеска Солса. Также в легендах можно заметить, что в Iэле находится множество и других хтонических существ. Например в одной из легенд гIам (ведьма) закинула зирака(знахаря/лекаря) в подземный мир. Упал он в сады из золота и серебра, на деревьях были змеи и драконы. Там же находился и царь драконов.
В другой легенде говорилось что в Iэле местным жителям не давал брать воду дракон (саьрмак), пока его не убил Чайтонг.
В 19 веке с приходом Ислама, вера в Iэл стала изменяться.
3. Его охраняет антропоморфное существо женского пола. Она никого не впускает и не выпускает.
3. ВХОД в мир мёртвых представляет собой ОТВЕРСТИЕ в ЗЕМЛЕ или лестницу на краю земли.

Класса Б:
Ингуш.язык кхерабер: |букв заставляющий каменеть| - специальные страшные существа,создававшиеся для охраны перволюдей при выведении их из подземелий.
Ингуш.язык зербер: надсмотрщик

АНАЛОГИИ:
Це́рбер Ке́рбер (др.-греч. Κέρβερος) — трёхголовый пёс, охраняющий выход из царства мёртвых в Аиде; порождение Тифона и Ехидны. Он не позволяет умершим возвращаться в мир живых, а живым посещать мёртвых.

Тартар был окружён тройным слоем мрака бога Эреба и медными стенами с МЕДНЫМИ ВРАТАМИ бога Посейдона. Эти ворота стерегут СТОРУКИЕ исполины. Как пишет Гесиод, тот, кто попадёт туда через медные врата, достигнет дна Тартара только через год, и то лишь с помощью сильных ветров, дующих в темноте.

Сам загробный мир — иногда известный как Аид, в честь своего бога-покровителя, — находится либо за границами океана, либо в НЕДРАХ ЗЕМЛИ.

Ингуш.язык Ӏург {урго} (~аш) :
дыра, отверстие, нора
Юкагир.язык Йургуу: дыра, отверстие
Агульский язык уркI: яма
Венгер.язык üreg: полость, впадина
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

Ингуш.язык неӀ ((не/ни,наӀара,наӀараш, наарыж) (й, й): дверь(двери)
Ненецкий язык нё: дверь
Араукан.(индейцы Инки) язык nürüfwe: дверь
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
Культ:
У ингушей было особое отношение к загробному миру. Умерший человек по их представлениям продолжал жить в Эле. Хоронили в склепе, т.к похоронить в земле означало оставить его на том свете без крова. Обязательно вместе с телом в склеп складывали предметы необходимые в хозяйстве, еду, оружие и т. д.
А на вторых поминках проводился обряд посвящения лошади. После его проведения считалось, что у покойника появлялась лошадь и возможность перемещаться в любое место.

АНАЛОГИИ:
У жителей скандинавских стран лошади также ассоциировались с похоронами и смертью. Например, они считали, что богиня смерти Хель (Гелла) выезжает из своего подземного царства (Нифльхейма) в мир живых на трехногой белой лошади. Кроме того, все люди попадали после смерти в её царство по стеклянному мосту (перекинутому через реку Гьёлль. Этот мост висел на одном волоске, а все души умерших должны были проехать по нему верхом или в коляске, которые для этого сжигали вместе с телом усопшего на погребальном костре.

В Техасе индейцы племени команчи умерщвляли лошадей на похоронах, причем тех, которые принадлежали усопшим при жизни.

На похоронах китайских императоров (в Пекине) также использовали лошадей. Вместе с усопшим правителем в склепе хоронили четырех юных служанок и шестерых воинов, после чего над могилой насыпали высокий холм. Вокруг этого холма заставляли бегать до полного изнеможения четырех коней, затем их умерщвляли, чтобы они служили усопшему в другом мире.

ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
Ингуш.язык говр(гоур): лошадь
Хинди язык घोड़ा ghoṛā: лошадь
Ингуш.язык алача/алаша: мерин
Андийский язык алача: мерин
Мордов.язык алаша: лошадь
Греческий язык άλογο álogo: лошадь
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
Ингуш.язык qal кхал: кобыла
Албан.язык Kalë: лошадь
Румынский язык cal: лошадь
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
Ингуш.язык ӀайгӀар/waighar: жеребец
Мордовский язык айгар: жеребец
Польский язык ogier: жеребец
Белорусский язык вогер: жеребец
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

Ингуш.язык эмалк: необъезженная лошадь,мустанг
Дигор.язык емыллыкк:
необъезженная лошадь
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

Ингуш.язык bæqh бакъ/бакъалг: жеребёнок
Дигорский язык bæхаг: жеребенок
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ


Ингуш.склеп: КАШ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
Ингуш.язык Iемар(эмар): кладбище
Ингуш.язык Ӏемарче (д): кладбище
Кечуа(инков Перу) язык ayamarka: кладбище
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
Ингуш.язык кашашке: место могил, кладбище.
Ингуш.язык каша: могильный
Ингуш.язык кашей: 1 тот, кого замуровали в башню на год и больше для проведения наблюдений природы, 2 смертник |смертница|.
Ингуш.язык кашете: |топ| - село в горной ингушетии.
Ингуш.язык кашбаньг: 1 шатающийся, близкий к смерти, 2 дряхлый
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

Эльтюбю — древнее балкарское поселение, расположенное в горах Кавказа в очень живописном месте.
«Городок мертвых» — памятник истории и культуры — находится в нескольких сотнях метров от селения Эльтюбю. Здесь сохранились «дома мертвых», или «кешене», эпохи раннего Средневековья (X–XII веков)

У ингушей После того, как мифический герой Боткий Ширтка взяв с собой человека в мир мёртвых, показал что покойники продолжают жить и получают всё, что им передают живые, был принят обычай делать поминки.
Марс-пхьор:
Ежегодно устраивался марс-пхьор — «жатвенный ужин». Для ритуального ужина пекли треугольные лепёшки (божолг,ольг).
Это ингушский ритул МАРСПХЬОР
Обычай устраивать поминальный ужин в конце октября(ардари), называемый марс-пхьор, был принят, после того, как Боткий-Ширтка показал людям, что мертвые получают все пожертвования сделанные для них в мире живых.
Готовя угощения, ингуши говорили «Может быть, теперь и они окончили работы». Ужин был в своём роде пересылкой для умерших родственников, называемой «хето» и сопровождался молитвой. Хозяин дома просил Эштра о благополучии для умерших. Ниже приведён текст молитвы, со слов жреца Ганыжа:
«Дай Бог, чтобы благочестивые умершие так же хорошо окончили свою работу, как окончили свою мы — живые; дай Бог, чтобы и урожай у них был хороший. От того, что мы передаем, пусть будет им такая польза, какая только желательна им. Дай Бог, чтобы присяжный брат, молочный брат и родственники, найденные чрез скот, дай Бог, чтобы все эти люди и им подобные, которых покойники пожелают иметь на своем пиру, так скоро являлись к ним, как скоро является караул на тревогу. И пусть они пируют с нашими покойниками до тех пор, пока головы их не опьянеют от питья бокалов наших покойников, и животы не насытятся от пищи на пиру наших покойников. Кому они (покойники) желают дать, пусть для тех у них руки протянутся дальше, а если у них кто будет отнимать, тогда пусть у них хватит сил отстоять своё. Пусть зимой не замерзает пища у них, а летом не портится (точнее, плесенью не покрывается). Чего я сам не мог передать и чего хозяин не мог приготовить, то при свидетельстве Луны и Солнца мы поручаем Богу и божьему Эштру: пусть они дополнят им это».
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
По записи Ч. Ахриева («Поминки у ингушей»), каждая семья проводила небольшой обряд: "старшая женщина в семействе брала щипцы в руки и дотрагивалась ими до каждого кушанья, говоря: «Да будешь пищей такому-то покойнику». Затем она выливала брагу у очага, и семья приступала к трапезе

АНАЛОГИИ:
У ЛИТОВЦЕВ
По отзывам средневековых проповедников и миссионеров, у литовцев строго соблюдался обычай поминальных обедов в честь умерших предков в осеннее время, в октябре месяце, посвящённом памяти покойников.

У ЭСТОНЦЕВ:
Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой). Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой.

ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЛУНА СЕСТРА СОЛНЦА
Ингуши верили, что у Солнца есть мать по имени Аза, и в дни летнего и зимнего солнцестояния Солнце прячется и выходит из чрева своей матери. В одном из мифов Солнце и Луна представлены как брат и сестра, у них есть злая сестра Моаж, которая все время хочет их поглотить и гоняется за ними по небосклону. Иногда она их догоняет, и тогда происходит затмение.

АНАЛОГИИ:
В индоевропейских, сибирских, индейских мифологических системах видное место занимает сюжет о «небесном браке» Луны и Солнца. Луна при этом может выступать и как женский, и как мужской персонаж (последний вариант преобладает у народов Сибири и, по-видимому, у большинства архаичных племён).

Ингуш.язык Воша венна йиша (й)
(мифол.): пятна на луне
(Букв.сестра, у которой умер брат)
Ингуш.язык Тоти: богиня луны
Лазский язык თუთა (tuta): месяц
Инуктитут язык tatqiq: месяц
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

Ингуш.язык бутт (бетт, беттан): луна, месяц
Ингуш.язык Моаж: злая сестра солнца и луны
Аварский язык моцӏ: месяц, луна
Абазин.язык мзы: месяц
Бретон.язык miz: месяц, луна

Ингуш.язык Кїинч — мать луны, покровительница всех мертвых
Раньше жители аула Гвилети её высоко чтили и обязательно ей молились, прежде чем взойти на гору Боашлоам.
Юкагир.язык киндьэ: луна
Хонсу — египетский бог луны, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут, вместе с которыми составлял фиванскую триаду богов, божество луны.
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

У ИНГУШЕЙ:
ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЙ МЕРТВОМУ:
По народному верованию, в момент смерти, на рубеже между здешним и загробным миром, когда божий Эштр наполовину уже взял душу человека к себе, умирающий видит тот свет со всеми умершими до него. Этим пользовались окружающие и задавали ему вопросы вроде следующих: «Как живет такой-то покойник?» «В чем он нуждается?» и т.п. Если покойник не был похоронен надлежащим образом в усыпальнице эльгыц, то умирающий обыкновенно отвечал, что покойник бедствует без кровли. Если по покойнику не сделали поминок, то умирающий говорил, что тот не имеет пищи и живет подаяниями. Умирающему передавали также различные поручения на тот свет.

АНАЛОГИИ:
Образы «умирающего» и «возрождающегося» месяца связывают луну с мифами о смерти. У многих архаических народов имеется представление о том, что раньше люди умирали и снова возрождались, как луна, но впоследствии почему-то лишились этого дара.

Ингуш.язык Caj gjæygja wær, aræxæ leš wæ ännæ; Anaksagora älær cungæ: «Jel tja massawær cxatæræ jokxœčæ» — Кто-то сокрушался, что умирает на чужбине; Анаксагор сказал ему: «Спуск в загробный мир отовсюду одинаков»

Так поступают в ингушском сказании нарты Сеска Солса и Бятар, которые отправляются к Элда (владыка, хозяин мертвых), чтобы узнать, кто из них сильнее: «Перейдя реку, пошли они дальше. Перешли семь гор и семь морей… пришли они на край света… увидели они лестницу, уходящую вниз от края земли…» [9, с. 68-81]. Измерение до края земли, широко представленное в ингушском эпосе, связано с преодолением сакрального числа «семь»: «перешли они семь гор и семь морей… пришли они на край света…» [9, с. 68-81], «за теми семью горами находится невиданно страшный вепрь… через семь лет, сожрав семь гор, он доберется до нашей горы» [9, с. 193] и т.д. Будучи чуждым для нарта и, одновременно, хранящим благодать, являлся именно подземный мир, в противовес которому небесный мир был божественно нейтрален, и, собственно, земной/солнечный – привычен. Боткий Ширтка обладает способностью перемещать- ся из солнечного мира в подземный через «синее озеро»: «нырнул в Синее озеро и скрылся в его воде», или через глубокие проемы в земле: «прыгнул в нору и скрылся под землей» [9, с.65]. Причем перемещения в эпосе возможны не толь- ко из солнечного мира в потусторонний, но и в небесный/божественный.
Образ Ширтки отразился в языческой религии ингушей. После того, как он показал людям, что мертвые получают все, что было пожертвовано им живыми родственниками, ингуши стали устраивать поминальный ужин (марс-пхьор) в конце октября.

Картина границ миров в эпосе ингушей прослеживается через такие категории как река, пещера, лестница, отверстие в земле, синее озеро. Так, например, увидели однажды нарты «отверстие в земле, заглянули в него – одна темнота…» В другом нартском сказании говорится о том, как «весело покатилась коляска куда-то к уходящей в землю пещере и сквозь нее привезла их (Селу Сату и Боткий Ширтка – Авт.) в подземный мир» . Через отверстие в земле попадает Бийдолг Бяре вместе с нартом Оршма, сыном Орзми, в подземный мир: «а затем на коне въехал в отверстие в земле»

В нартском эпосе ингушей прослеживается троичная вертикальная система строения Вселенной. По мнению А. Голана, эта первобытная космогоническая концепция, связующее миры древо (а в ингушском варианте – спущенная с неба цепь), «существовала еще в палеолите», дожила в нартском эпосе и фольклоре ингушей до нашего времени. Мифологическая картина космоса в виде космического центра (образы горы и небесной цепи), и неорганизованной периферии (иной/потусторонний мир) продолжает свое развитие в нартском эпосе. Так, горизонтальная ось в пространственной системе координат в нартских сказаниях кавказских народов манифестируется «в образе Мировой горы, как реальной – Эльбрус, Бештау, так и мифической – Черная гора, Харама-гора, Мирового древа – Золотое Дерево нартов, Драконья чинара и др., а периферия воплощена в виде инварианта Иного мира, также либо мифологического характера – Страна мертвых, Гумское ущелье, либо псевдореального – лес, дальняя горная гряда» [4, с. 18]. Именно в таком центре расположена эпическая страна нартов – Саниба. Всем известно, что писал о родине ингушских нартов Л.П. Семенов: «Санибанское ущелье, по ингушским преданиям, считается родиной ингушских нартов и самих ингушей». По сведениям Ч. Ахриева, который также постоянным жительством ингушских нартов называл Санибу в Даргавском ущелье, локализует действия нартов в «западной части Галгаевского ущелья, по которому протекает река Асса. В одном из сказаний указывается, что предводитель нартов Сеска Солса «жил со своей дочерью-красавицей в огромной пещере, находящейся в отвесной стене горного перевала Цейлам». Имеются множество исторических, этнографических и археологических свидетельств, иллюстрирующих принадлежность с древнейших времен данной территории, и, соответственно, культурного наследия предкам современных ингушей. Именно Саниба являлась тем центром обитания ингушских обществ, откуда ведут свое происхождение ингушские роды.

Ингуш язык наьрт (в): рыцарь, благородный воин
Ботлих.язык Нартав: великан
Япон.язык norite ·乗り手: всадник
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР ИНГУШЕЙ

АНАЛОГИИ:
В древнейших религиозных системах, закреплённых в письменных источниках, загробный мир представляет собой недифференцированное мрачное царство без солнечного света и радостей, размещённое чаще всего в нижнем ярусе трехъярусного мира (небесный — земной — подземный), табуированное для именования и называющееся эвфемистически.

У ИНГУШЕЙ СОТВОРЕНИЕ МИРА:
в 1875 году одним из первых ингушских просветителей Ч. Ахриевым был записан миф «Земля, человек, горы», в котором прямо указывается, что «Земля имеет вид яйца и стоит на доске, доска - на море, а море - на какой-то “темноте”»
Дополнением к сказанному является указание, объясняющее эту пустоту: «прежде на Земле не было ни тумана, ни дождя, ни грома, ни молнии, ни землетрясения, ни ветра». Таким образом, учитывая, что такие дефиниции, как пустота/темнота/мрак, определяют онтологический смысл хаоса, можно говорить о его изначальности в мифологических представлениях ингушей.

ИЗ ВОДЫ:
В ингушской космогонии мир также рождается из воды: «Когда-то очень и очень давно в мире было только кипящее море...»,102 «в самом начале было только море».103
Космическая упорядоченность рождается с первым космогоническим актом - выделением суши из воды. В ингушском мифе «Центр Земли» говорится: «.в мире было только кипящее море. На нем стала образовываться пена. Из сгущавшейся морской пены постепенно образовывалась земля».Вторым космогоническим актом, организующим пространственно-временной континуум, является появление новой стихии - ветра / воздуха, который привел к отделению неба от земли. Это отделение привело к представлению о троичной системе мироустройства, в которой земная стихия заняла срединное положение.
В вышеупомянутом ингушском мифе «Устройство мира» говорится: «Земля стоит на море, море опирается на ветер»

У АФРИКАНЦЕВ:
Легенда о сотворении мира африканского народа йоруба, населяющего Нигерию, Бенин и Того (Йорубаленд), принимает за исходную точку первозданный бесформенный водный хаос без суши и моря в виде бесконечного бесплодного болота, над которым в небесах пребывали боги — Верховное Существо, Олорун, Ориша Нла и другие.
Олорун вручил Ориша Нла скорлупу улитки, наполненную волшебной землёй, голубя и курицу с пятью пальцами. Ориша Нла спустился в Хаос, бросил волшебную землю в маленькую ямку. Голубь и курица начали рыться в волшебной земле и рылись до тех пор, пока суша не отделилась от моря...
На небесах Олорун начал творить первых людей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На улице осень. Самое время готовить картофельные запеканки, сытные и аппетитные. Предлагаем попробовать простое в приготовлении, вкусное и ароматное блюдо от Weekend Herb Blogging. Ингредиенты на 2 порции: 3 крупных или 6 небольших картофелин 2 ...
Я все-таки решил перечитать и другие свои записи про книгу А.Никонова о русских (5 лет назад, как мы помним, наш Петрович сбежал от благодарных соотечественников в Турцию, где и живет на постоянке). Первое, что увидел - как я тогда, в 2008 году, наивно удивлялся - почему ж его книгу ...
Коллега привезла из отпуска гостинец - хлопковые конфеты. Чего только не придумают, чтобы удивить покупателей, - подумала я. Все уже напробовались, настал мой черед. Ааааа, это божественно вкусно! Просто нереально. Как будто нежная воздушная халва. Я написала об этом в Фэйсбуке ...
Оказалось, что отель находится в пригороде города Няймегена и это настоящий огромный лес. Тихо, нет никакого гнуса, вкусно пахнет цветами и хвоя. Хвойная часть леса ...
Думаю, что это чайка. По-моему, и эта птичка тоже чайка. А это кто, маскирующийся под лебедя? Определенно, гусь. Или утка? Все фото из архива Серого. С вами были Олик, Серый и Бодя. Крепко жмём ...