Загадочные картины мира. Семь смертных грехов и четыре последние вещи

В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» (нидерл. Zeven Hoofdzonden) — картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху или его последователю, написанная около 1500 года или позже. Изначально предполагалось, что эта картина относится к раннему периоду творчества Босха, но с 1898 года её подлинность несколько раз подвергалась сомнению. В 2015 году после ряда анализов в Bosch Research Conservation Project заявили, что это работа последователя Босха, но ученые из Прадо отвергли этот аргумент. Картина написана маслом на деревянных панелях и представляет серию круглых изображений. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления.

Картину также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов,
символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший
Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская
надпись Cave, cave, d[omi]n[u]s videt — «Бойся, бойся, ибо Господь
всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а
четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением
каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Описание каждого сектора по часовой стрелке:
Чревоугодие — тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол
хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну. Его сосед
жадно опустошает кувшин.
Праздность (Уныние) — мужчина лениво дремлет у камелька, его
упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках.
Похоть — две влюблённые пары наслаждаются под розовым тентом, а два
шута развлекают их.
Гордыня — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое
держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в чепце.
Гнев — двое мужчин дерутся у дверей таверны, женщина пытается их
разнять.
Зависть — пожилая пара в дверях завистливо смотрит на богача с
ручным ястребом на руке, его слуга несёт большой мешок на плечах.
Дочь пожилой пары флиртует с мужчиной через окно, её взор направлен
на его увесистый кошелёк на поясе. Собаки иллюстрируют фламандскую
пословицу: «Две собаки и только одна кость, нет согласия».
Алчность — продажный судья притворяется, что сочувственно слушает
дело, представленное одной стороной в судебном процессе, лукаво
принимая взятку от другой стороны.
Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в
детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения
семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает
постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку
глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает,
что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам
(тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они
изображают смерть, Страшный суд, рай и ад. Начертанные на
развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и
нет в них смысла» (Втор. 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу,
какой будет конец их» (Втор. 32:20)