Загадочные картины мира. Извлечение камня глупости
zhivopis_vl — 20.06.2023В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...
«Извлечение камня глупости» («Операция глупости») — картина,
приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного
пейзажа разместились четыре человека. Рядом со столиком в кресле
сидит седовласый простак, над которым стоит врач-шарлатан с
воронкой на голове и проводит операцию по удалению «камня
глупости». За операцией наблюдают монах и монахиня. Во времена
Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если
извлечь из его головы камни глупости. Шарлатанство по Босху —
неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы
шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем
творчестве.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть
глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня
глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и
литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу
гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас».
Картина "Извлечение камня" написана в форме тондо (тондо - это
круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo — круглый).
Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в
частности, во Флоренции). У Босха не раз встречается этот формат. В
работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо — это
символ идеала, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,
согласно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном
Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл —
это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник
заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к
сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный
случай, а аллегория всего рода человеческого.
Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: "Мастер, удали
камень. Меня зовут Лубберт Дас". Лубберт — имя нарицательное,
обозначающее слабоумного.
Персонаж с воронкой на голове по одной из версий высмеивается как
явление ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец. По другой
версии перевернутая воронка – знак хитрости, обмана — предмет,
изспользуемый не по назначению. У Босха часто появляются такого
рода символы — вещь, которая находится не на своем месте или
используется не так, как ей положено, как знак некой
противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая
присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга — еще один
знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась
как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не
внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове
монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание
бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание
подобного рода — шарлатанство. Также есть точка зрения, что воронка
— это отсыл к алхимии. Пустой кувшин на поясе у врача указывает на
неутолимое, безграничное корыстолюбие.
На картине вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё
один цветок лежит на столе. Существует спорная версия, по которой
это тюльпан, который в средневековой символике подразумевал глупую
доверчивость и/или обман. Установлено, что тюльпаны появились в
Европе не ранее 1530-х годов, то есть через два десятилетия после
смерти Босха. В 1956 г. были попытки объяснить связь между камнем и
цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово
"tulpe" имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со
словом "keyken" (немного камня). Возможно, Босх обратился к
символам, чтобы изобразить цветы вместо камней. По другой версии,
цветок соотносится с идеей запретных наслаждений, которые в
религиозной картине мира и есть не что иное как глупость.
Кинжал, проткнувший кошель пациента, символизирует аферу.
Тапочки под стулом символизируют супружескую верность.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин,
появляется изображение виселицы и колеса для пыток как знака
неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то
отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни,
на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут
присутствовать и у Брейгеля.
«Извлечение камня глупости» в 2016-м стало причиной раздора между Музеем Прадо (Мадрид), где хранится картина, и Музеем Северного Брабанта, который устраивал грандиозную выставку Босха на родине художника, в Хертогенбосе. Выставке и 500-летию со дня смерти художника предшествовало многолетнее исследование его работ, инициированное голландским музеем. В Прадо считают, что картина "Извлечение камня глупости" написана Босхом в промежутке между 1500-м и 1510-м годом. Однако голландские исследователи заявили, что эта работа была создана приблизительно в 1510–1520 году — либо в мастерской Босха, либо одним из его последователей. В Голландии собирались выставить её с этикеткой "Голландский художник — последователь Босха", чему воспротивились сотрудники музея Прадо, полагающие, что автор картины — Босх. Испанцы с таким выводом не согласились и в последний момент отказались предоставлять "Извлечение камня глупости" для выставки в Хертогенбосе.