Загадочные картины мира. Искушение святого Антония
zhivopis_vl — 19.06.2023В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...
Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твёрдость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола. В ту эпоху, когда существование Ада и Сатаны всё ещё воспринималось непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста ожидалось с неизменным религиозным напряжением, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполонённой силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.
Центральная часть («Искушение святого
Антония»)
Пространство картины буквально кишит
фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица
превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.
Центральная сцена — совершение чёрной мессы — одно из самых
красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера.
Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную
службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к
нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с
кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси; по
другим сведениям сова — представитель светлых сил, выполняющий
функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать
против алхимиков).
Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического
процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на
арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в
цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником,
который возглавляет толпу бесов и управляет их действиями. А
бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее
огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.
Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения
беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на
месте шеи утки.
Левая створка («Полёт и падение святого
Антония»)
К этой теме художник не раз возвращался в
своём творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как
нужно противиться земным искушениям, быть всё время настороже, не
принимать за истину всё, что кажется, и знать, что обольщение может
привести к Божьему проклятию. Когда Антоний творит молитву, на него
нападают бесы, избивают его, поднимают высоко в воздух и бросают на
землю.
Главное действующее лицо в левой створке триптиха — сам святой,
которого братья-монахи ордена святого Антония (антониты) поднимают
после падения с неба. В качестве четвёртого человека в этой группе
Босх по некоторым предположениям изобразил самого себя. Сюжет
трактован в соответствии с текстом «Жития святого Антония» Афанасия
Александрийского и с «Золотой легендой».
В верхней части створки Святой Антоний изображён с молитвенно
сложенными руками, знаком неколебимости его веры. Его увлекают на
небо тучи крылатых бесов, среди которых — летучая жаба, лиса с
хлыстом. Святой не обращает внимания на своих мучителей и не видит,
что ему угрожает также водяной, вооружённый рыбой — символом
греха.
В пейзаже средней части створки фантастическое соединено с реальным
— склон холма оказывается спиной стоящего на четвереньках
персонажа, а трава — его плащом. Его зад возвышается над входом в
пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а
другие — публичным домом.
К двусмысленной пещере направляется группа бесов, явно
представляющая собой пародию на религиозное шествие. Во главе её
бес в митре и мантии священника, рядом с ним — олень в красном
плаще. Традиционно олень является в христианстве символом верности
души, здесь же его изображение — намеренное кощунство.
В нижней части под мостом через покрытый льдом ручей бесовская
шайка слушает монаха, читающего неразборчивое письмо. К этой группе
приближается птица на коньках, несущая в клюве послание с надписью
«жирно» — насмешка над священниками, наживающимися на торговле
индульгенциями.
Правая створка («Видения святого
Антония»)
Когда Св. Антоний жил отшельником в пустыне,
его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. В
Эдемском саду грехопадение человека началось с Евы и с осознания
сексуальной привлекательности, когда Адам и Ева узнали, что они
наги. Дьяволица является святому обнажённой, стыдливо прикрывая
ладонью лобок. Безучастный к соблазнительным видениям Антоний
изображён здесь рыцарем веры, одержавшим победу над силами зла. Эта
победа — главная тема правой створки лиссабонского триптиха.
Антоний отводит взгляд, но в поле его зрения попадают пирующие
бесы, которые жестами подзывают отшельника. На заднем плане дивный
город дьяволицы готов пригласить святого, стоит ему только
обернуться в ту сторону. Во рву дракон сражается с человеком, из
круглой башни извергается пламя; город — скрытый Ад, откуда явилась
дьяволица. Голландская мельница, вносящая в картину диссонанс,
указывает на обманчивые возможности земного и заурядного и
напоминает об эрготизме — отравлении спорыньей, вызываемом гнилым
зерном: эту болезнь ошибочно называли антоновым огнём.
Немало здесь и отсылок к чёрной магии — среди искушений святого,
изображённых в центральной части триптиха, присутствуют и чёрная
месса, и шабаш, на который, видимо, спешат две фигуры, летящие на
рыбе. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места
бесовского сборища.
Обнажённая женщина, являющаяся из-за занавеса, который отдёргивает
жаба, согласно «Житиям отцов», оказывается бесом, принявшим облик
царицы. Сухое дерево, за которым она стоит — алхимическая
символика, в изобилии присутствующая в каждой сцене триптиха.
Среди чудовищных видений — старик-гном в красном капюшоне,
прикрывающем всё тело, кроме глаз и крючковатого носа. Он идёт в
детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Ходунки и
вертушка — указание на человеческую невинность, сохраняющуюся не
только в младенчестве, но и на протяжении всей жизни.
Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, — изображение
последнего искушения святого — греха чревоугодия. Хлеб и кувшин на
столе являются также кощунственным указанием на евхаристические
символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога).