Загадочные картины мира. Сатурн, пожирающий своего сына

топ 100 блогов cand_orel09.07.2023

В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...

Загадочные картины мира. Сатурн, пожирающий своего сына

«Сатурн, пожирающий своего сына» (Saturno devorando a un hijo) — роспись испанского художника Франсиско Гойи, написанная между 1819 и 1823 годами на стене его «Дома Глухого». Одно из 14 подобных изображений, которое позднее было переведено на холст и ныне хранится в Музее Прадо.
Композиция первоначально, согласно инвентаризации в 1828—1830 годах друга Гойи Антонио Бругады, находилась среди панно, расположенных в столовой художника на нижнем этаже «Дома Глухого». В числе других «Мрачных картин» была переведена на холст художником Сальвадором Мартинесом Кубельсом по просьбе французского банкира Фредерика Эмиля д'Эрлангера  для показа на Всемирной выставке 1878 года. Работа не привлекала покупателей и поэтому в 1881 году была подарена Музею Прадо.

Загадочные картины мира. Сатурн, пожирающий своего сына

Согласно традиционному толкованию на картине изображён Кронос, который, опасаясь быть свергнутым своим отпрыском, пожирал всех своих детей. В отличие от классического сюжета греческой мифологии, где Кронос проглатывал своих запелёнутых детей, здесь сумасшедший Кронос терзает плоть. В том числе и поэтому картина Гойи схожа с подобной картиной Рубенса «Сатурн». Однако в картине Рубенса Сатурн хладнокровен и реалистичен, уверен в себе. В сюжете же у Гойи Сатурн — безумный монстр с нереалистическими пропорциями тела. Пространства картины ему не хватает, поэтому он принял неестественное положение.

В 1819 году Гойя приобрёл дом вблизи Мадрида, расположенный на берегу реки Мансанарес. Жители округа называли это двухэтажное строение «Виллой Глухого» (Quinta del Sordo). И хотя это название относилось к прежнему владельцу, но после тяжкой болезни, перенесённой Франсиско Гойей в 1792 году и вызвавшей у художника глухоту, старое название дома было вполне применимо и к художнику. В период с 1819 по 1823 годы, до переезда в Бордо, Гойя создал серию из 14 фресок, которые он нарисовал на стенах дома. В возрасте 73 лет, пережив две тяжкие болезни, Гойя находился в весьма мрачном состоянии духа. Как патриота его также не могли не расстраивать неудачи Испанской революции, начавшейся в те же годы. Поначалу Гойя создал фрески на более светлую тематику, но в вышеуказанный период он написал поверх этих работ новые фрески, получившие название «Чёрных картин». Фрески, изначально не предназначенные для публичного просмотра, демонстрировали сцены исполненные насилия, жестокости и безысходности.
Своим работам на стенах «Виллы Глухого» Гойя не дал никаких названий. Все названия фрески и полотна получили уже после его смерти. Поэтому за картиной закрепилось несколько имён: «Сатурн, пожирающий своего сына», «Сатурн, пожирающий своих детей» или просто «Сатурн».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
14/11/2022 в Москве появились ёлки и поздравления с наступающим Новым годом. Это на моей памяти самая ранняя дата начала за всю мою сознательную жизнь. Может, таким образом пытаются ускорить его наступление?) Посмотрим...Я по поводу Нового года и текущей ситуации так скажу: Итак, мы ...
Он уехал в 50 лет. Прекрасное образование, огромный опыт, востребованная техническая специальность и знание языка. С 30 лет его называли не иначе как по имени отчеству. Даже близкие друзья. Даже во время пьянок. Он так привык, но он уехал в Израиль. Он еврей. Он стал обычным Митькой. И да, ...
Довольно любопытно и показательно сопоставить слова двух советских лидеров — Ленина и Хрущёва — о двух современных им деятелях правого толка внутри самой Советской страны. Первый — лидер сменовеховцев Николай Устрялов (1890—1937). Вот что говорил о нём Ленин на XI съезде партии в 1922 ...
Директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов принял участие в программе «Ликбез» и побеседовал с ее автором и ведущей Ликой Туманян об особенностях функционирования рынка вооружений и военной техники в целом, а также закупках продукции военного назначения ...
У уважаемому мной за его ум Левина Бориса Хаимовича.      Прежде всего, умер некто гарцев - и, вместе с ним, и мой антисемитизм исчез . Испарился, растаял, как снег весной. Ясное дело, у меня не было и нет предубеждений против евреев. Но и нет восхищения этим ...