Загадочные картины мира. Шабаш ведьм

В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...

Шабаш ведьм (El Aquelarre) - картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная маслом в 1798 году. Сегодня она находится в музее Лазаро Гальдиано в Мадриде.

Она была приобретена в 1798 году вместе с пятью другими картинами, связанными с колдовством, герцогом и герцогиней Осуна. Приобретение картин "Колдовство" приписывается герцогине, а не ее мужу, но неизвестно, были ли они заказаны или куплены после завершения работы. В двадцатом веке картина была приобретена финансистом Хосе Лазаро Гальдиано и подарена испанскому государству после его смерти.
На "Шабаше ведьм" изображен Бафомет, окруженный шабашем молодых и престарелых ведьм на залитом лунным светом бесплодном ландшафте. У козла большие рога, и он увенчан венком из дубовых листьев. Справа можно увидеть старую каргу, держащую на руках чрезвычайно истощенного, но, по-видимому, все еще живого младенца, в то время как молодая ведьма справа от нее делает то же самое с более здоровым на вид ребенком, подразумевая, что его постигнет та же участь. Дьявол, по-видимому, выступает в роли своего рода священника на церемонии посвящения детей, хотя популярное в то время суеверие считало, что дьявол часто питается детьми и человеческими зародышами. Видно, как мертвое тело младенца отброшено влево, в то время как ноги другого с силой прижимает к земле предположительно более молодая ведьма в центре переднего плана. На заднем плане можно увидеть еще больше ведьм, молодых и старых, а также трех мертвых младенцев, подвешенных за шею на колу слева.
Типично для образов колдовства — многие используемые символы перевернуты. Козел протягивает к ребенку свое левое, а не правое копыто, в то время как четверть луны выходит за пределы холста в верхнем левом углу. На средней возвышенности можно увидеть множество летучих мышей, летающих над головой, их движения повторяют изгиб полумесяца.
Гойя использовал образы шабашей ведьм в ряде работ, особенно в одной из своих черных картин "Шабаш ведьм, или Великий козел" (1821-1823). Его картины рассматривались как протест против тех, кто поддерживал и насаждал ценности испанской инквизиции, которая активно занималась охотой на ведьм во время баскских процессов над ведьмами семнадцатого века. Критики 20-го века предполагают, что "Шабаш ведьм" был написан в 1798 году как ожесточенная борьба между либералами и теми, кто выступал за церковь и государство, возглавляемое роялистами, кульминацией которой стало так называемое Зловещее десятилетие (1823-1833).
Обе картины можно рассматривать как атаку на суеверные верования, распространенные в Испании в период, когда рассказы о полуночных сборищах ведьм и появлении дьявола были обычным явлением среди сельского населения. Они отражают презрение Гойи к популярной склонности к суевериям и возвращению церкви к средневековым страхам. Изображения подобных сцен Гойей на картине, заказанной землевладельцами-аристократами, каким-то образом, по словам одного критика, высмеивали то, что он считал средневековыми страхами, эксплуатируемыми установленным порядком для политической выгоды и обогащения капитала.