
Загадка

Догадались о чем речь?
Долгое время ревень на Руси считался ценным экспортным товаром, не хуже пушнины, и существовала государственная монополия на торговлю им.
Уже около 114 года до нашей эры караваны с ревенем прибывали из Северного Китая в Самарканд и Бухару, дальше — к Волге, а оттуда его доставляли в Европу. Часть караванов направлялась в Индию, в древний порт Барбарику.
Новые изменения в поставках ревеня в Европу произошли в XVII веке, когда русские поселения появились у границ Китая. С 1653 года китайское правительство разрешило продавать ревень России в пограничных зонах.
Из таможенной книги города Томска нам становится известно, что «томский уроженец бухаретин Шарип Яриов» в том же 1653 году привёз в Томск «от Ямышевского озера» (южнее современного Павлодара в Казахстане), помимо других товаров, ревеню копытчатого – 9 пудов, ревеню черенкового – 32 пуда.
В 1656 царь Алексей Михайлович отправил дипломата Ивана Чемоданова в Венецию занять у республики денег для войны с Польшей и Швецией. С посольством были также посланы на продажу товары, в том числе 100 пудов ревеня, который перевозили в бочках. Тогда, однако, продать ревень не удалось – местные купцы говорили, что у них и своего ревеня, привезённого из Турции, много.
Вероятно, эта неудача вызвала к жизни указ 1657 года, в котором ввоз ревеня в Россию и торговля им запрещался под страхом смертной казни. Единственным местом торговли ревенём в России объявлялась Астрахань, причём покупателями ревеня могли быть только иностранцы, причём «а иноземцы б, тот ревень купя, посылали к себе за море, а в Астрахани ревеню отнюдь не держали».
Вот что писал о истинных мотивах этого указа советский фольклорист Павел Бажов:
"Московские государи всегда внимательно следили за рынками сбыта и обмена и вот заметили утечку ценных товаров в обмен на корешки, степень надобности которых для народного хозяйства сомнительна. Сбыт корешков не мог производиться без деятельного участия русских пособников, которые расхваливали ценные качества этого товара и, конечно, сами были в деле. Этим пособникам жульнической операции по выманиванию пушнины, меда, воска и других действительных ценностей и была обещана смертная казнь". (c)