Зачем нужен знаменный распев.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Восприятие живописи и музыки как некоего внешнего генератора ,
выдавливающего из человека эмоции - типично для
нечестивых.
И здесь мы видим удивительное единодушие китайского буддиста 17
века и профессора Герцмана, который , будучи завкафедрой
древнерусского пения (и будучи той самой национальности), запрещал
возобновлять и восстанавливать в Церкви знаменное пение (именно
так! запрещал!).
Под каким предлогом ? Под тем, что музыка - это средство
возбуждения эмоций. А поскольку люди очень сильно меняются в разные
эпохи, то в каждую эпоху нужна своя музыка, которая оптимальным
способом выдавливала бы эти эмоции из людей. Поэтому возобновление
знаменного пения не будет вызывать нужных эмоций, поэтому знаменный
распев "не будет работать".
Здесь в один узел связано даже несколько безумий.
Первое - человеческие эмоции - это душевные проявления, призванные
реагировать на внешние события. Эмоции - реакция на события в
действительной жизни. Искусственное воспроизведение фейкового
события, вызывающая эмоцию при реальном отсутствии события - это
примерно такая же дрессировка человека, как эксперименты Павлова,
который добился слюновыделения у собаки не на кусок мяса, а на звон
колокольчика, заменяющий кусок мяса. Профессор Герцман хочет, чтобы
этим занимались в храмах Божиих.
В костелах и кирхах (и буддийских капищах) этим и занимаются - там
все только для выдавливания неестественных искусственных
истерических эмоций и настроено.
Главное же безумие состоит в том, что человек не сферический болван
в вакууме. Он приходит в храм Божий как правило взбудораженный, уже
переполненный эмоциями - гневом, страхом, вожделением. По этой
причине многие и молиться не могут, потому что какая молитва, когда
человек уже три дня переживает ,что его могут уволить, или дома с
женой ссора?
И вот человек приходит в герцманов храм (Божиим его назвать
нельзя). И там из него начинают выжимать другую эмоцию. Часто
противоположную. Человек счастлив, а ему начинают условно говоря
погребальный марш Шопена играть. Человек в смертельной опасности, а
ему - "Оду к радости" Бетховена.
Причем всех под одну гребенку - чтобы добиться "единомыслия" в
церкви по герцмановски-католически нужно чтобы все, суки,
радовались, а кто не будет радоваться , будем бить палками.
Человека буквально раздирают на части - та буря мирских эмоций,
которая следствие зла, в котором лежит мир - накладывается на
технологию выжимания эмоций в костеле - и вуаля - предел
выносливости, предел терпения превышен - и человек уже буйная
истеричка , причем хуже всего, что он эту истерику воспринимает за
благодать Божию.
Знаменный распев, как и иконопись (как и подлинная живопись)
преследует прямо противоположную цель. Он призван не раздувать
эмоции и не генерировать их, а утишать, успокаивать,
умирять.
Покажу это на примере.
Вот прибегает плачущий ребенок , который подрал коленку , к
матери-католичке. Мать католичка ему отвешивает затрещину и орет на
него "Ты чего, сука, плачешь, у нас тут праздник! А ну заткнулся и
начал радоваться! Что значит не можешь? Лыбу выдавил и пошел!"
Мать православная ему смазывает коленку мазью, успокаивает " ну,
мой родной, не плачь, все будет хорошо, сейчас все пройдет, вот
тебе яблочко, покушай, а потом мы пойдем к папе".
Знаменный распев, как и другие церковные распевы (например,
партесный обиход) подчеркнуто внеэмоционален, он своим своим
существованием , первое же нотой говорит христианину, что его
эмоции - это бурные волны моря, которые сейчас одни, завтра другие,
а есть иной мир,мало того , что недоступный для этих волн, но
который позволяет по этим волнам ходить - т.е. хотя испытывать их,
как человек, но всегда оставаться выше их, так что не то , что
сердце, но даже стопы человека эти эмоции не в состоянии
возмутить. Он масло, которое проливается на волны, чтобы они
стихли.
И на этом фоне бесстрастия от бури мирских эмоций уже
раскрывается вечный мир, с вечными истинами и вечными же эмоциями
подлинной веры, неослабевающей надежды и вечной любви.
"Раскрывается" - потому что эти эмоции не генерируются
музыкой, а рождаются естественным образом самой душой, приведенной
в безмятежное состояние.
|
</> |