Заблудившийся во времени
vikond65 — 11.11.2022Удивительное совпадение: в тот самый день - 11 ноября 1907 года, когда Анри Фарман установил европейский рекорд дальности и продолжительности полета, о чем написано в предыдущей заметке, другой французский летчик и авиаконструктор Луи Блерио совершил первый и последний полет на своем аэроплане №7, совсем не похожем на аппарат Фармана, зато похожем на попаданца из будущего.
На фоне тогдашних "летающих этажерок" из палок и проволок этот аппарат выглядел очень футуристично. Самолеты подобной схемы - аэродинамичные "остроносые" монопланы с моторами, полностью скрытыми под капотом, получили распространение лишь через полтора десятилетия.
Кроме того, Блерио впервые применил систему управления, вошедшую в употребление еще позднее, спустя более полувека. Задние горизонтальные поверхности "семерки" могли отклоняться вверх и вниз синхронно (при этом они работали как рули высоты), либо - асинхронно и даже - в противоположных направлениях, играя роль элеронов. Таким образом, оперение, изобретенное Блерио, было предтечей дифференциально управляемых стабилизаторов современных реактивных боевых машин.
Самолет под управлением своего создателя довольно легко оторвался от земли и пролетел около 600 метров, после чего Блерио пошел на посадку, очевидно, решив, что для первого полета этого достаточно. К сожалению, едва коснувшись земли, аэроплан увяз колесами в глубокой грязи и скапотировал. Пилот успел пригнуться в кабине, чтобы при опрокидывании машины ему не сломало позвоночник. В результате он отделался небольшими травмами, но самолет был разбит вдребезги и восстанавливать его не имело смысла.
В дальнейшем Блерио отказался от дифференциального стабилизатора, оснастив свой следующий аэроплан поворотными законцовками крыла, игравшими роль элеронов, а потом перейдя к системе управления креном путем изгибания крыла (гоширования), как на самолетах братьев Райт. Также он почему-то решил частично отказаться от обшивки, и его дальнейшие аэропланы, в том числе и тот, на котором он впервые пересек Ла-Манш, имели лишь "голый" деревянный каркас хвостовой части фюзеляжа.
Носовая часть "Блерио" №7 со снятой боковой панелью капота, благодаря чему виден двигатель и интерьер кабины. На самолете стоял восьмицилиндровый 50-сильный мотор "Антуанетт", такой же, как на "Вуазене" №1, описанном в предыдущей заметке. Винт тоже имел аналогичную конструкцию с плоскими алюминиевыми лопастями, напоминавшими весла. Тележка шасси, сделанная из гнутых стальных труб, оснащалась пружинной амортизацией.
Сборка "Блерио" №7 на аэродроме перед началом испытаний. Горизонтальное оперение еще не установлено.
Луи Блерио занимает место в кабине.
Аэроплан выкатывают на стартовую позицию.
Финал испытаний. Хорошо, что такое завершение полета не погубило создателя машины и не отпугнуло его от дальнейших экспериментов.
Современная масштабная модель "Блерио" №7. Непонятно, зачем ее автор раскрасил крыло "под тигра", хотя, на оригинале, судя по фотографиям, ничего подобного не было.
|
</> |