Хорош гусь
vikond65 — 02.11.2022Ровно 75 лет назад, 2 ноября 1947 года, в США состоялся первый и единственный полет гигантской летающей лодки Хьюз Н-4 "Геркулес", более известной по прозвищу "еловый гусь", данному ей за то, что она почти целиком была сделана из еловой древесины и березового шпона. Впрочем, в этом полете самолет пролетел всего 1800 метров и поднялся на высоту 21 метр, где еще присутствует эффект "воздушной подушки". Поэтому авиационные историки до сих пор спорят - а мог ли он нормально летать на больших высотах?
Н-4 на тот момент был крупнейшим самолетом в мире, но он и по сей день остается крупнейшим в мире гидропланом, а также - самым большим самолетом цельнодеревянной конструкции. А по размаху крыла (98 метров) он оставался крупнейшим в мире вплоть до 2019 года, когда впервые поднялась а воздух летающая платформа для запуска космических аппаратов "Стратоланч-351" с размахом 117 метров.
Н-4 разрабатывался с 1942 года по инициативе эксцентричного американского миллиардера, кинопродюсера и авиаконструктора Говарда Хьюза в качестве военно-транспортной машины, которая теоретически могла перебросить за один рейс из США в Европу 750 солдат в полной экипировке или два танка "Шерман" весом по 30 тонн. Она обошлась в огромную, по тем временам, сумму 23 миллиона долларов, из которых 13 миллионов выделило правительство, а остальные 10 были собственными средствами Хьюза.
Но из-за многочисленных сложностей разработка и постройка прототипа сильно затянулись и к окончанию Второй мировой войны он не успел. А после войны уникальный гигант стал никому не нужен. Власти прекратили финансирование и Хьюз завершил достройку "гуся" чисто из личных амбиций. Но после первого полета, в котором он сам сидел за штурвалом, автор потерял интерес к своему детищу, понимая что покупателей на него найти не удастся. Колосса поместили в авиамузей, где он и стоит до сих пор как один из наиболее впечатляющих памятников техническому авантюризму.
Фюзеляж "гуся" везут к месту окончательной сборки на берегу океана.
"Гусь" на финальном этапе сборки в сухом доке.
Единственный полет.
Говард Хьюз в кресле пилота и интерьер хвостовой части фюзеляжа, похожей на железнодорожный тоннель.
Двигатели - 28-цилиндровые звездообразные четырехрядные "Уосп-Мэйджоры" мощностью по 3000 л.с.
В музее "Геркулес" соседствует со спортивно-пилотажным бипланчиком "Питтс-Спешиал", подвешенным вверх ногами.
Фантазийные прорисовки военного и гражданского вариантов Н-4.
Пятерка крупнейших самолетов в мире на сегодняшний день. По размаху Н-4 занимает почетное второе место, а по длине - только пятое. Кстати, опередивший его "Стратоланч" оказался столь же невостребованным. После второго испытательного полета, состоявшегося еще весной прошлого года, он до сих пор стоит в ангаре, ожидая заказчиков, котрых нет.
|
</> |