Братья Вуазен против братьев Райт
vikond65 — 11.11.2022
Ровно 115 лет тому назад, 11 ноября 1907 года, после множества
неудачных и малоудачных попыток взлета, аэроплан, созданный в
Европе, впервые преодолел по воздуху дистанцию более километра.
Самолет "Вуазен" №1, спроектированный французскими инженерами
братьями Габриэлем и Гастоном Вуазен, пролетел под управлением
летчика Анри Фармана 1030 метров за 114 секунд.
Впрочем, по сравнению с результатами, которых к тому времени
достигли американцы братья Райт, этот успех выглядел довольно
убого, ведь райтовский "Флаер-3" еще в 1905 году пролетел более 38
километров, а продолжительность полета составляла 39 минут. В
техническом плане и в отношении безопасности машина Вуазенов также
сильно уступала "Флаеру". В отличие от него, она не управлялась по
крену, поэтому являлась весьма неустойчивой и летала лишь в штиль,
так как боковой ветер мог ее опрокинуть, а парировать наклон
летчику было нечем.
К тому же, ранний "Вуазен" отличался слабой маневренностью. Он мог
совершать лишь очень медленные и плавные развороты "блинчиком", а
его примитивный пропеллер с плоскими лопастями, вырезанными из
алюминиевых листов, обладал более низким КПД, чем тщательно
рассчитанные винты Райтов c профилированными лопастями. Только по
энерговооруженности французский аэроплан превзошел заокеанского
конкурента: на нем стоял восьмицилиндровый мотор в 50 лошадиных
сил, а на "Флаере" - четырехцилиндровый 30-сильный двигатель.
В дальнейшем Фарман выкупил аппарат и права на его производство,
основав собственную авиастроительную фирму. Он значительно
усовершенствовал машину, оснастив ее элеронами, благодаря которым
аппарат стал гораздо устойчивее и безопаснее, а управляемость
заметно улучшилась. Уже в 1909 году Фарман на своем аэроплане
многократно перекрыл райтовский рекорд дальности, пролетев без
посадки сперва 180, а затем - 220 клометров.
Это была первая серьезная заявка Франции на неформальное но
почетное звание ведущей авиационной державы мира, которым французы
обладали на протяжении двух десятилетий и лишь в 1930-е годы вновь
уступили его США. Однако это уже другая история.
На заставке - "Вуазен" №1 в первоначальной конфигурации. Этот
двухместный аппарат был первым аэропланом, который строился серийно
и поступил в продажу. Всего в течение полутора лет было выпущено
около 60 экземпляров. Машину, изображенную на снимке, приобрел
известный американский иллюзионист Гарри Гудини. Ее характерной
особенностью было дополнительное носовое противокапотажное колесо,
которое отсутствовало на большинстве серийных экземпляров.
"Вуазен" Гудини в четырех проекциях.
Габриэль и Гастон Вуазен.
Слева: Анри Фарман и Габриэль Вуазен. Справа: Фарман в кабине
своего аэроплана с другим пионером авиации - миллионером и
меценатом Эрнестом Арчдеконом, ставшим первым европейским
авиапассажиром.
"Вуазен" №1 в своем рекордном километровом полете над песчаным пляжем Атлантического побережья.
Французская почтовая открытка с изображением "Фармана" оснащенного элеронами. Снимок сделан в момент запуска двигателя, который в те времена заводился прокруткой винта вручную при одновременном включении зажигания. От зашитых полотном плоскостей между крыльями, игравших роль дополнительных килей, Фарман впоследствии отказался, так как хвостовых килей оказалось достаточно.
"Вуазен" №1 с манекеном Фармана за штурвалом в Парижском музее истории авиации.
Гондола крупным планом. Самолет управлялся штурвалом. Передвигая его вперед-назад, летчик отклонял вниз и верх руль высоты, а вращение штурвального колеса передавалось тросовыми тягами на руль направления. Позади сиденья видны пружинные амортизаторы шасси.
Силовая установка аэроплана - 50-сильный V-образный восьмицилиндровый двигатель водяного охлаждения "Антуанетт" с двухлопастным металлическим винтом. Интересно, что мотор не имел радиатора, а только расширительно-охладительный водяной бачок.
Поскольку самолет не был рассчитан на длительные полеты, максимальное время работы мотора не превышало нескольких минут, а за это время вода в системе охлаждения не успевала закипеть. В дальнейшем Фарман оснастил машину ротитивным звездообразным двигателем "Гном" воздушного охлаждения.
|
</> |