Забытая провокация


Пролог
В 1949 г. известный американский историк флота Самуэль Э. Морисон закончил работу над третьим томом своей монументальной 15-томной «Истории военно-морских операций США во Второй Мировой войне», посвящённом начальному периоду Второй Мировой на Тихом океане. Одним из первых читателей ещё гранок этой книги был человек, имевший самое непосредственное отношение к тем событиям – бывший главнокомандующий Азиатским флотом США адмирал Томас Ч. Харт. У него нашлось достаточно много претензий к написанному, но наиболее резко он, как ни странно, отреагировал на всего лишь примечание 20 на стр. 57, где в числе прочего было написано следующее:
Комментарий адмирала Харта был сформулирован предельно жёстко и нелицеприятно: «Примечание 20 должно быть либо переписано так, чтобы соответствовать фактам, либо следует убрать его вообще; это не та часть нашей истории, которой следует гордиться.» Так что же так взбесило его в этом на первый взгляд вполне невинном примечании?
Авторы
В первых числах декабря 1941 г. американские подводники и экипажи патрульных летающих лодок «Каталина» продолжали отслеживать массированную переброску японских войск в районы сосредоточения – на острова Формоза, Сайпан и Палау, в порты Южного Индокитая, а также в Сиамский залив. Транспортировку морем более 400 тысяч человек с соответствующим количеством лошадей, техники, вооружения и предметов снабжения невозможно было скрыть даже во времена, ещё не знавшие разведывательных спутников.
На проходившем 2 декабря в Белом доме большом совещании с участием президента США Франклина Д. Рузвельта и ключевых министров, все присутствующие согласились с выводами разведки, что Японская империя в ближайшие дни развяжет боевые действия в юго-восточной Азии. Однако оставалось неясным, подвергнутся ли нападению американские владения в регионе – Филиппины, а также военные базы на острове Гуам и атолле Уэйк (Пёрл-Харбор в качестве возможной цели не рассматривался от слова совсем) – или японцы поначалу ограничатся лишь британскими и голландскими колониями.

Здесь стóит напомнить, что Соединённые Штаты не были связаны с данными странами никакими союзническими обязательствами, поэтому при подобном развитии событий у них не имелось бы никакого законного повода для вступления в этот конфликт. Недавние опросы показывали, что, хотя большинство американцев и поддерживают линию администрации на сдерживание японской агрессии, лишь немногие поддержали бы вступление США во Вторую Мировую войну. Ситуация в Конгрессе, который должен был утвердить подобное решение, была не лучше. Единственное, что могло изменить общественное мнение в нужном команде Рузвельта направлении, было прямое нападение японцев на американскую территорию. Или, как минимум, на американские корабли.
По окончании совещания начальник Генштаба ВМС США адмирал Гарольд Р. Старк подготовил и отправил один из самых странных и двусмысленных приказов в своей карьере. Приказ был адресован главнокомандующему базировавшегося на Филиппины Азиатского флота США, адмиралу Томасу Ч. Харту:

В приказе также уточнялись три района патрулирования у южного побережья Индокитая, точно на основных маршрутах японских конвоев, занятых переброской войск. Хоть адмирал Старк и спрятался за придуманный Рузвельтом достаточно нелепый термин «оборонительно-информационное патрулирование», и он, и получатель данного приказа прекрасно понимали о чём на самом деле идёт речь – в случае начала боевых действий, даже не затрагивающих американские владения в регионе, малоценные суда откровенно подставлялись под огонь японских кораблей и авиации с тем, чтобы использовать гибель «кораблей США» в качестве casus belli, а также для переформатирования общественного мнения, как в США, так и на Филиппинах.

Кому-то может показаться особо циничным пожелание укомплектовать эти малоценные суда-«наживки» столь же малоценными экипажами «из туземцев», но на самом деле всё было ещё циничней. Данное пожелание было продиктовано вовсе не заботой о бесценных жизнях американских моряков, а тоже банальной политикой. Важной сухопутной военной силой на архипелаге являлись находившиеся под американским командованием филиппинские части – за счёт мобилизации местного населения их численность планировалось нарастить до 120 тыс. человек. Поэтому для обеспечения поддержки местного правительства и населения было желательно, чтобы на «кораблях» под звёздно-полосатым флагом от рук «коварных японцев» погибли, в том числе, и филиппинцы.
Исполнители
Данный приказ ожидаемо не вызвал приступа энтузиазма у главкома Азиатского флота США. Первой реакций адмирала Харта было: «невозможно за два дня зафрахтовать и подготовить суда». Но в приказе ему даже подсказали, где взять как минимум одно из этих «малоценных» судов. Речь шла о служебной яхте, «праздничном флагмане» самогó адмирала Харта, 710-тонном судне PY-10 «Изабель» 1917 г. постройки. Изначально это была яхта автомобильного магната Джона Виллиса, успевшая во время Первой Мировой послужить вспомогательным эсминцем, а затем патрульным судном.
К плюсам «Изабели» можно было отнести достаточно высокую скорость в 28 узлов и не слишком бросающееся в глаза вооружение: два 76-мм/50 орудия, две 76-мм/23 зенитки и пара 7,62-мм ручных пулемётов «Льюис». Но как докладывал адмирал Харт: «у неё слишком маленький радиус действия для того, чтобы чего-то добиться, а с тех пор, как у нас так сократилось количество быстроходных кораблей, её потеря будет чувствительной». Но приказ президента есть приказ президента…

Адмиральский катер яхты был заменён более практичным вельботом и дополнительными спасательными плотиками. Все стандартные флотские кодовые книги были оставлены на берегу, их заменил простой список условных сигналов. Новый командир корабля, старший лейтенант Джон Пэйн был проинструктирован в случае нападения открывать ответный огонь и прорываться на Филиппины, но ни в коем случае не допустить сдачи судна – в случае угрозы захвата оно должно было быть затоплено. Как и было предписано, экипаж был пополнен пятью филиппинцами, и 3 декабря 1941 года судно-«наживка» вышло из Манильского залива и взяло курс на запад, в направлении главного опорного пункта японского флота в Южном Индокитае – порта Камрань. Поход был «залегендирован» поиском якобы пропавшей летающей лодки «Каталина».
К счастью, «Изабели» не суждено было повторить судьбу американской речной канонерки PR-5 «Пэнэй», то ли по ошибке, то ли из-за избытка молодецкой удали потопленной японскими палубными бомбардировщиками и истребителями в Китае, на реке Янцзы четырьмя годами ранее. Спустя два дня после выхода с Филиппин патрульное судно приступило к выполнению своей «оборонительно-информационной» миссии в 22 милях от побережья Индокитая. «Изабель» наблюдала японские корабли и суда, но японцы хоть и совершили несколько облётов патрульными гидросамолётами «Аити» E13A, похоже, совершенно не собирались «клевать на наживку» и атаковать назойливый американский кораблик, так что уже вечером 6 декабря «Изабель» получила приказ возвращаться.

Тем временем в главной базе Азиатского флота США в Кавите (Манильский залив) шла лихорадочная подготовка двух судов, уже точно соответствующих требованиям приказа. Первым из них была 150-тонная двухмачтовая шхуна «Ланикаи», 1914 года постройки. На ней было установлено 3-фн (47-мм) орудие «Гочкис» образца аж 1885 года, 12,7-мм пулемёт «Браунинг» и 7,62-мм «Льюис». Уже 5 декабря 1941 года «новое» патрульное судно было официально принято в состав ВМС США, точней, вернулось в него, с учётом патрульной службы в ходе Первой Мировой.
Команда «Ланикаи» была набрана из филиппинских добровольцев, а командиром был назначен уроженец Манилы капитан-лейтенант Кемп Толли. Полученный им приказ предписывал «патрулировать выход из бухты Камрань и доложить о курсе Японского флота в случае его выхода». Особую пикантность этому приказу придавал неисправный радиопередатчик шхуны – на его ремонт уже не оставалось времени. Ещё одну зафрахтованную шхуну «Молли Мур» так и не успели подготовить и принять в состав флота, поэтому о ней почти ничего неизвестно.
Вечером 7 декабря 1941 года (по времени восточного полушария) «Ланикаи» направилась к выходу из Манильского залива, где встала на якорь дожидаться рассвета – проходить минные заграждения в темноте было слишком рискованно. Но уже в 03.28 в радиоэфире прозвучали известные всем слова: «Воздушная атака Пёрл-Харбора. Это не учения». В далёкой главной базе Тихоокеанского флота США наступало утро их 7 декабря. Необходимость в провокациях отпала сама собой, поход «Ланикаи» был отменён.

Можно лишь гадать, понимал ли командир «Изабели» старший лейтенант Джон Пэйн истинную цель своего странного похода накануне войны. Скорей всего, нет. По крайней мере, его «коллега», командир «Ланикаи» – а капитан-лейтенант Толли успел послужить, в том числе, и помощником военно-морского атташе в Москве, выйти в отставку контр-адмиралом и написать три книги – в своей статье, посвящённой этому эпизоду, пишет, что совершенно не понимал смысла подобной «разведки». Особенно, с учётом того, что в распоряжении командования Азиатского флота США хватало более подходящих для этой задачи сил и средств: подводных лодок и патрульных «Каталин», имевших, в отличие от него, хотя бы исправные радиостанции. Бывший начальник Разведуправления Тихоокеанского флота США контр-адмирал Эдвин Лэйтон прямо утверждал, что молодых офицеров и их подчинённых «использовали втёмную»:
Что подтвердил и сам адмирал Харт, когда во время одной из встреч сильно после войны представил контр-адмирала в отставке Кемпа Толли как «молодого человека, которого я как-то был вынужден отправить с билетом в один конец». На прямой вопрос: «Вы тоже считаете, что наша миссия была наживкой для инцидента, для casus belli?» – адмирал Харт ответил не менее прямо: «Да, считаю. И мог бы привести доказательства. Но я не стану этого делать. И вам не советую.»
Эпилог
Было бы нелепо сейчас клеймить наших союзников по антигитлеровской коалиции как «поджигателей войны» на Тихом океане. К моменту отправки приказа адмирала Старка, авианосцы и корабли эскорта Дай-ити кидо бутай – Первого Мобильного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо – уже шесть дней находилось на пути к Пёрл-Харбору. По иронии судьбы, в тот день ими тоже был получен важный приказ. Это была знаменитая радиограмма «Поднимайтесь на гору Ниитака 1208», назначавшая дату начала боевых действий: 8 декабря 1941 года (7 декабря в западном полушарии).

Сам текст сообщения:「新高山登れ一二〇八」«Ниитака-яма ноборэ 1208» находится в 6-й колонке.
Как выяснилось, японцы и в тот раз совершенно не нуждались в чьих-либо подсказках, провокациях или casus belli для развязывания давно запланированной ими войны и привычно не заморачивались глупыми условностями, вроде формального её объявления. Не говоря уж о том, что и Советскому Союзу вступление США во Вторую Мировую было объективно выгодно – как минимум из соображений безопасности советского Дальнего Востока, где вероятность японского вторжения снижалась теперь почти до нуля. Просто не стóит забывать, что «большая политика» никогда и нигде не делалась в белых перчатках. И что правы были древние, говорившие: «Бойтесь своих желаний – они могут сбыться!»
А оба маленьких кораблика, несмотря на уготованную им участь «жертвенных агнцев», благополучно прослужили до самого конца войны, в меру своих скромных сил приближая победу. PY-10 «Изабель» занималась патрулированием, проводкой через минные заграждения и спасением моряков с потопленных японцами судов. Вместе с остатками Азиатского флота «Изабель» отступила на Яву, откуда, в отличие от многих кораблей и судов ABDA, сумела прорваться в Австралию, где продолжила службу в составе Командования подводными силами юго-западного района Тихого океана. Шхуну «Ланикаи» постигла схожая судьба, с той лишь разницей, что после прорыва с Явы и ремонта, она была передана ВМС Австралии. Оба судна были исключены из состава ВМС в 1946 году, после чего одно пошло на слом, а другое затонуло во время тайфуна.
|
</> |