Забытая провокация

топ 100 блогов midnike27.06.2021
Забытая провокация В связи с недавней провокацией на Чёрном море у мыса Фиолент я просто не мог не вспомнить об одном малоизвестном событии почти 80-летней давности. «Всем известно», что коварный Ф.Д. Рузвельт если не лично подстроил японский рейд на Пёрл-Харбор, то, как минимум, не поставил о нём в известность своих военных на месте. Тем самым заполучив вожделенный casus belli, позволивший ему втянуть свою страну во Вторую Мировую войну. А в тени этой махровой конспирологии затерялась история о пусть и гораздо более скромных, но зато реальных амери­канских провокациях, преследовавших те же цели. Статья об этом была впервые опуб­ли­кована на Warspot.ru ещё в 2015 г., а здесь я выложу её слегка дополненную и исправленная версию.  

Пролог

В 1949 г. известный американский историк флота Самуэль Э. Морисон закончил работу над третьим томом своей мону­мен­тальной 15-томной «Истории военно-морских операций США во Второй Мировой войне», посвящённом начальному пе­ри­оду Второй Мировой на Тихом океане. Одним из первых читателей ещё гранок этой книги был человек, имевший самое не­посред­ственное отношение к тем собы­тиям – бывший главнокомандующий Азиатским флотом США адмирал Томас Ч. Харт. У него нашлось достаточно много претензий к написанному, но наиболее резко он, как ни странно, отреагировал на всего лишь при­мечание 20 на стр. 57, где в числе прочего было написано следующее:


20 …предложение Президента адмиралу Харту об использовании речных канонерок в качестве дозорных кораблей в Южно-Китайском море не проистекало из идеи дразнить японцев, а объяснялось лишь желанием дополнить работу наших патрульных самолётов в информировании о передвижениях японских кораблей. В ходе расследования Пёрл-Харбора выдвигались подозрения, что это была предумышленная провокация; однако совершенно очевидно, что ВМС США имели законное право посылать свои корабли в любое место вне пределов чьих-то территориальных вод.

Комментарий адмирала Харта был сформулирован предельно жёстко и нелицеприятно: «Примечание 20 должно быть либо переписано так, чтобы соответствовать фактам, либо следует убрать его вообще; это не та часть нашей истории, которой следует гордиться.» Так что же так взбесило его в этом на первый взгляд вполне невинном примечании?


Авторы

В первых числах декабря 1941 г. американские подводники и экипажи патрульных летающих лодок «Каталина» про­дол­жа­ли отслеживать массированную переброску японских войск в районы сосредоточения – на острова Формоза, Сайпан и Па­лау, в порты Южного Индокитая, а также в Сиамский залив. Транспортировку морем более 400 тысяч человек с со­от­вет­с­тву­ющим количеством лошадей, техники, вооружения и предметов снабжения невозможно было скрыть даже во времена, ещё не знав­шие разведывательных спутников.

На проходившем 2 декабря в Белом доме большом совещании с участием президента США Франклина Д. Рузвельта и ключевых министров, все присутствующие согласились с выводами разведки, что Японская империя в ближайшие дни раз­вяжет боевые действия в юго-восточной Азии. Однако оставалось неясным, подвергнутся ли нападению американские вла­де­ния в регионе – Филиппины, а также военные базы на острове Гуам и атолле Уэйк (Пёрл-Харбор в качестве возможной цели не рассматривался от слова совсем) – или японцы поначалу ограничатся лишь британскими и голландскими колониями.


Забытая провокация
Политическая карта Тихоокеанского региона на начало войны.

Здесь стóит напомнить, что Соединённые Штаты не были связаны с данными странами никакими союзническими обяза­тельствами, поэтому при подобном развитии событий у них не имелось бы никакого законного повода для вступления в этот конфликт. Недавние опросы показывали, что, хотя большинство американцев и поддерживают линию администрации на сдерживание японской агрессии, лишь немногие поддержали бы вступление США во Вторую Мировую войну. Ситуация в Конгрессе, который должен был утвердить подобное решение, была не лучше. Единственное, что могло изменить обществен­ное мнение в нужном команде Рузвельта направлении, было прямое нападение японцев на американскую территорию. Или, как минимум, на американские корабли.

По окончании совещания начальник Генштаба ВМС США адмирал Гарольд Р. Старк подготовил и отправил один из са­мых странных и двусмысленных приказов в своей карьере. Приказ был адресован главнокомандующему базировавшегося на Филиппины Азиатского флота США, адмиралу Томасу Ч. Харту:


Забытая провокация
Оригинал радиограммы начальника Генштаба ВМС США главкому Азиатского флота США от 02.12.1941

Президент распорядился, чтобы насколько можно быстрей, в пределах двух дней […] были предприняты следующие меры. […] Зафрахтовать три небольших судна для организации «оборонительно-информационного патру­ли­ро­ва­ния». Для обозначения принадлежности данных судов к ВМС США будет достаточно следующих минимальных тре­бо­ва­ний: офицеры флота в качестве командиров и вооружение из лёгких пулемётов. Могут быть использованы эки­па­жи из филиппинцев с минимальным задействованием личного состава ВМС, в чью задачу будет входить на­блю­де­ние и доклад по радио о действиях японцев в Западно-китайском море и Сиамском заливе. […]

В приказе также уточнялись три района патрулирования у южного побережья Индокитая, точно на основных маршрутах японских конвоев, занятых переброской войск. Хоть адмирал Старк и спрятался за придуманный Рузвельтом достаточно неле­пый термин «оборонительно-информационное патрулирование», и он, и получатель данного приказа прекрасно понимали о чём на самом деле идёт речь – в случае начала боевых действий, даже не затрагивающих американские владения в регионе, малоценные суда откровенно подставлялись под огонь японских кораблей и авиации с тем, чтобы использовать гибель «кораб­лей США» в качестве casus belli, а также для переформатирования общественного мнения, как в США, так и на Филиппинах.


Забытая провокация
Президент США Франклин Д. Рузвельт, адмирал Гарольд Р. Старк, адмирал Томас Ч. Харт

Кому-то может показаться особо циничным пожелание укомплектовать эти малоценные суда-«наживки» столь же мало­ценными экипажами «из туземцев», но на самом деле всё было ещё циничней. Данное пожелание было продиктовано вовсе не заботой о бесценных жизнях американских моряков, а тоже банальной политикой. Важной сухопутной военной силой на ар­хипелаге являлись находившиеся под американским командованием филиппинские части – за счёт мобилизации местного населения их численность планировалось нарастить до 120 тыс. человек. Поэтому для обеспечения поддержки местного пра­ви­тельства и населения было желательно, чтобы на «кораблях» под звёздно-полосатым флагом от рук «коварных японцев» по­гибли, в том числе, и филиппинцы.


Исполнители

Данный приказ ожидаемо не вызвал приступа энтузиазма у главкома Азиатского флота США. Первой реакций адмирала Харта было: «невозможно за два дня зафрахтовать и подготовить суда». Но в приказе ему даже подсказали, где взять как мини­мум одно из этих «малоценных» судов. Речь шла о служебной яхте, «праздничном флагмане» самогó адмирала Харта, 710-тонном судне PY-10 «Изабель» 1917 г. постройки. Изначально это была яхта автомобильного магната Джона Виллиса, успев­шая во время Первой Мировой послужить вспомогательным эсминцем, а затем патрульным судном.

К плюсам «Изабели» можно было отнести достаточно высокую скорость в 28 узлов и не слишком бросающееся в глаза во­оружение: два 76-мм/50 орудия, две 76-мм/23 зенитки и пара 7,62-мм ручных пулемётов «Льюис». Но как докладывал адмирал Харт: «у неё слишком маленький радиус действия для того, чтобы чего-то добиться, а с тех пор, как у нас так сократилось количество быстроходных кораблей, её потеря будет чувствительной». Но приказ президента есть приказ президента…


Забытая провокация
«Парадный флагман» Азиатского флота США патрульная яхта «Изабель» (PY-10) в гавани Манилы, Филиппины, 1935 г.

Адмиральский катер яхты был заменён более практичным вельботом и дополнительными спасательными плотиками. Все стандартные флотские кодовые книги были оставлены на берегу, их заменил простой список условных сигналов. Новый командир корабля, старший лейтенант Джон Пэйн был проинструктирован в случае нападения открывать ответный огонь и прорываться на Филиппины, но ни в коем случае не допустить сдачи судна – в случае угрозы захвата оно должно было быть затоплено. Как и было предписано, экипаж был пополнен пятью филиппинцами, и 3 декабря 1941 года судно-«наживка» вышло из Маниль­с­кого залива и взяло курс на запад, в направлении главного опорного пункта японского флота в Южном Индокитае – порта Камрань. Поход был «залегендирован» поиском якобы пропавшей летающей лодки «Каталина».

К счастью, «Изабели» не суждено было повторить судьбу американской речной канонерки PR-5 «Пэнэй», то ли по ошибке, то ли из-за избытка молодецкой удали потопленной японскими палубными бомбардировщиками и истребителями в Китае, на реке Янцзы четырьмя годами ранее. Спустя два дня после выхода с Филиппин патрульное судно приступило к выполнению своей «оборонительно-информационной» миссии в 22 милях от побережья Индокитая. «Изабель» наблюдала японские кораб­ли и суда, но японцы хоть и совершили несколько облётов патрульными гидросамолётами «Аити» E13A, похоже, совершенно не собирались «клевать на наживку» и атаковать назойливый американский кораблик, так что уже вечером 6 декабря «Иза­бель» получила приказ возвращаться.


Забытая провокация
Вспомогательная шхуна «Ланикаи» (на тот момент «Гермес»), Пёрл-Харбор, 1918 г.

Тем временем в главной базе Азиатского флота США в Кавите (Манильский залив) шла лихорадочная подготовка двух су­дов, уже точно соответствующих требованиям приказа. Первым из них была 150-тонная двухмачтовая шхуна «Ланикаи», 1914 года постройки. На ней было установлено 3-фн (47-мм) орудие «Гочкис» образца аж 1885 года, 12,7-мм пулемёт «Браунинг» и 7,62-мм «Льюис». Уже 5 декабря 1941 года «новое» патрульное судно было официально принято в состав ВМС США, точней, вернулось в него, с учётом патрульной службы в ходе Первой Мировой.

Команда «Ланикаи» была набрана из филиппинских добровольцев, а командиром был назначен уроженец Манилы капи­тан-лейтенант Кемп Толли. Полученный им приказ предписывал «патрулировать выход из бухты Камрань и доложить о курсе Японского флота в случае его выхода». Особую пикантность этому приказу придавал неисправный радиопередатчик шхуны – на его ремонт уже не оставалось времени. Ещё одну зафрахтованную шхуну «Молли Мур» так и не успели подготовить и при­нять в состав флота, поэтому о ней почти ничего неизвестно.


Вечером 7 декабря 1941 года (по времени восточного полушария) «Ланикаи» направилась к выходу из Манильского залива, где встала на якорь дожидаться рассвета – проходить минные заграждения в темноте было слишком рискованно. Но уже в 03.28 в радиоэфире прозвучали известные всем слова: «Воздушная атака Пёрл-Харбора. Это не учения». В далёкой главной базе Тихоокеанского флота США наступало утро их 7 декабря. Необходимость в провокациях отпала сама собой, поход «Ланикаи» был отменён.


Забытая провокация
Кемп Толли уже в звании капитана 1-го ранга

Можно лишь гадать, понимал ли командир «Изабели» старший лейтенант Джон Пэйн истинную цель своего странного похода накануне войны. Скорей всего, нет. По крайней мере, его «коллега», командир «Ланикаи» – а капитан-лейтенант Толли успел послужить, в том числе, и помощником военно-морского атташе в Москве, выйти в отставку контр-адмиралом и напи­сать три книги – в своей статье, посвящённой этому эпизоду, пишет, что совершенно не понимал смысла подобной «разведки». Особенно, с учётом того, что в распоряжении командования Азиатского флота США хватало более подходящих для этой зада­чи сил и средств: подводных лодок и патрульных «Каталин», имевших, в отличие от него, хотя бы исправные радиостанции. Бывший начальник Разведуправления Тихоокеанского флота США контр-адмирал Эдвин Лэйтон прямо утверждал, что моло­дых офицеров и их подчинённых «использовали втёмную»:


…но и он, и филиппинские добровольцы, ухватившиеся за шанс надеть флотскую униформу, вряд ли испытали бы прилив энтузиазма, если бы осознавали, что им была уготована роль всего лишь рыболовной наживки.

Что подтвердил и сам адмирал Харт, когда во время одной из встреч сильно после войны представил контр-адмирала в отставке Кемпа Толли как «молодого человека, которого я как-то был вынужден отправить с билетом в один конец». На прямой вопрос: «Вы тоже считаете, что наша миссия была наживкой для инцидента, для casus belli?» – адмирал Харт ответил не менее прямо: «Да, считаю. И мог бы привести доказательства. Но я не стану этого делать. И вам не советую.»


Эпилог

Было бы нелепо сейчас клеймить наших союзников по антигитлеровской коалиции как «поджигателей войны» на Тихом океане. К моменту отправки приказа адмирала Старка, авианосцы и корабли эскорта Дай-ити кидо бутай – Первого Мобиль­ного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо – уже шесть дней находилось на пути к Пёрл-Харбору. По иронии судьбы, в тот день ими тоже был получен важный приказ. Это была знаменитая радиограмма «Поднимайтесь на гору Ниитака 1208», назначавшая дату начала боевых действий: 8 декабря 1941 года (7 декабря в западном полушарии).


Забытая провокация
Радиограмма, действительно ставшая «спусковым крючком» Тихоокеанской войны.
Сам текст сообщения:「新高山登れ一二〇八」«Ниитака-яма ноборэ 1208» находится в 6-й колонке.

Как выяснилось, японцы и в тот раз совершенно не нуждались в чьих-либо подсказках, провокациях или casus belli для раз­вязывания давно запланированной ими войны и привычно не заморачивались глупыми условностями, вроде формального её объявления. Не говоря уж о том, что и Советскому Союзу вступление США во Вторую Мировую было объективно выгодно – как минимум из соображений безопасности советского Дальнего Востока, где вероятность японского вторжения снижалась теперь почти до нуля. Просто не стóит забывать, что «большая политика» никогда и нигде не делалась в белых перчатках. И что правы были древние, говорившие: «Бойтесь своих желаний – они могут сбыться!»


А оба маленьких кораблика, несмотря на уготованную им участь «жертвенных агнцев», благополучно прослужили до са­мого конца войны, в меру своих скромных сил приближая победу. PY-10 «Изабель» занималась патрулированием, проводкой через минные заграждения и спасением моряков с потопленных японцами судов. Вместе с остатками Азиатского флота «Иза­бель» отступила на Яву, откуда, в отличие от многих кораблей и судов ABDA, сумела прорваться в Австралию, где продолжила службу в составе Командования подводными силами юго-западного района Тихого океана. Шхуну «Ланикаи» постигла схожая судьба, с той лишь разницей, что после прорыва с Явы и ремонта, она была передана ВМС Австралии. Оба судна были исклю­чены из состава ВМС в 1946 году, после чего одно пошло на слом, а другое затонуло во время тайфуна.


На сигареты автору и «Вискас» его кошкам

Забытая провокация Donate

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Специально для всех, подхвативших "вирус непримиримого патриотизма" Регулярно сейчас слежу за поднятым на самый верх украинского (да и общего) топа блогера Матсамом -- выше него по Украине сейчас только "великий и ужасный" тов. Роджерс Так вот, на днях он поместил сразу два больших и ...
Какой-то замкнутый круг получается по материалам про оружие д’Артаньяна . Начинаю – вылезает какой-то вопрос. Без которого, мне кажется, не стоит и продолжать. Так, например, появилась обзорная статья по паппенхаймерам. Вот и в этот раз, опять придется «отпрыгивать» в сторону. ...
В зоопарке на Кипре на каждой клетке с животным прибита (или приклеена) табличка «DIET», где описано, чем питается данное животное. На клетке с крокодилом написано: «Крокодил не соблюдает никаких диет. Он ест всё, что попадётся». Недавно я узнал, что это называется «оппортунистический ...
Двоякое послевкусие после случившегося вчера в Екатеринбурге. Беру перекусить на фудкорте крупного ТЦ. Среди множества яств выбрал быстренько безобидное: гречу, котлетку и морсик. Вот уже касса, понимаю, что денег нет зову жену. Катя... деньги! Она встает из-за столика, идет ...
Для того, чтобы сократить срок проведения процедур банкротства и вовремя завершить все его основные этапы, применяется упрощенная система по ликвидации должника. Такая форма несет в себе много преимуществ, главным образом экономит время и деньги. Она включает в себя определенные действ ...