За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

топ 100 блогов okkomovies05.12.2022

Наряду с хоррорами фильмы-катастрофы отражают наши самые сильные, самые иррациональные страхи, таящиеся где-то в глубине подсознания. Но, в отличие от жанра ужасов, кино о грядущем конце света зачастую бывает куда ближе к действительности — именно по этой причине сюжеты, в которых будущее Земли висит на волоске, могут заставить ерзать в кресле даже самого стойкого зрителя. Рассказываем о фильмах, которые нагляднее других демонстрируют глобальное разрушение нашей планеты.

Кадр из фильма «Гренландия», реж. Рик Роман Во
Кадр из фильма «Гренландия», реж. Рик Роман Во

Разлом Сан-Андреас

За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

Апокалиптический экшен Брэда Пейтона («Рэмпейдж») с Дуэйном «Скалой» Джонсоном в главной роли разворачивается вокруг Рэймонда Гейнса — самоотверженного пилота, переживающего затяжной кризис в отношениях с женой после трагической гибели дочери. Душевные стенания центрального персонажа уходят на второй план, когда в калифорнийском разломе Сан-Андреас начинается подозрительное тектоническое давление и жизни миллионов людей, в том числе его второй дочери, оказываются в смертельной опасности.

В «Разломе Сан-Андреас» Дуэйн Джонсон возвращается к традиционному для себя амплуа бесстрашного спасителя, готового свернуть горы ради семьи, которая волею судьбы оказалась в разрушенном стихией небоскребе. Верная классическим жанровым тропам работа Пейтона вряд ли удивит сюжетными твистами, но определенно порадует абсолютно библейским масштабом разрушений. Отказываясь останавливаться на чем-то одном, «Разлом Сан-Андреас» собрал комбо из ужасающих природных угроз, способных максимально эффектно уничтожить некогда процветающий Лос-Анджелес.

Волна

За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

«Волна» — один из редких фильмов-катастроф, снятых не голливудскими, а европейскими кинематографистами. Возможно, именно поэтому основной акцент в нем сделан не на эпических видах разбушевавшейся стихии, а на взаимодействии персонажей, оказавшихся в безвыходной ситуации. Сюжет фильма разворачивается в тихом скандинавском городе, которому угрожает неотвратимо надвигающееся цунами. Главный герой — геолог Кристиан Элкьорд — пытается предупредить местных чиновников об опасности, требуя скорейшей эвакуации людей. Однако ему, конечно же, никто не верит.

«Волну» сложно назвать каким-то новым словом в жанре. И тем не менее работа норвежского режиссера Роара Утхауга умудряется оставаться максимально самобытной и явно выделяется на фоне американских экшенов-однодневок. Кроме всего прочего, «Волна» — кино крайне проникновенное: Утхауг принуждает зрителей переживать за жизнь своих персонажей, демонстративно отказываясь использовать их как пушечное мясо в аттракционе природного катаклизма.

Смотреть в Okko

Глубоководный горизонт

За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

Главный герой «Глубоководного горизонта» — инженер нефтяной платформы Майк Уильямс (Марк Уолберг), который занимается бурением скважины для компании ВР. По ходу развития сюжета Уильямс и его коллеги — Джимми Харрелл (Курт Рассел) и Андреа Флейтас (Джина Родригез) — понимают, что во время работы на платформе была нарушена техника безопасности, и в итоге это приводит к массивному разливу нефти в открытый океан.

Мастер остросюжетных человеческих историй Питер Берг («Уцелевший», «Главный подозреваемый») стал идеальным режиссером для фильма по мотивам реальных событий, произошедших в 2010 году у побережья Мексиканского залива. Тогда взрыв нефтяной вышки привел к крупнейшей экологической катастрофе в истории США — ее пагубное воздействие ощущается до сих пор. Благодаря уникальному умению сочетать развлекательный экшен и актуальную социальную проблематику Берг ненавязчиво внес в контекст фильма критику энергетического сектора страны, который мог и должен был предупредить случившуюся трагедию, но предпочел остаться безучастным.

Смотреть в Okko

Дело храбрых

За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

Еще одна картина, основанная на реальных событиях, произошедших в американском штате Аризона в 2013 году. В результате удара молнии в лесополосе города Ярнелл-Хилл начался серьезный пожар. Жертвами стихии стали 25 человек — 19 из них были членами пожарной бригады, которые в течение двух дней храбро боролись со смертельной стихией. «Дело храбрых» сложно назвать фильмом-катастрофой в его привычном понимании: здесь нет фирменного голливудского надрыва и захватывающих дух кадров уничтожающей силы огня. В гораздо большей степени это лента о героическом подвиге людей, пожертвовавших жизнями в ходе выполнения профессионального долга.

Режиссер фильма Джозеф Косински, знакомый зрителям по научно-фантастическим блокбастерам «Обливион» и «Трон: Наследие», проделал по-настоящему выдающуюся работу, не только отдав дань уважения храбрым действиям пожарных, но и подарив картине пару впечатляющих панорамных кадров. При этом общий эмоциональный тон повествования «Дела храбрых» до самого конца остается максимально серьезным, но, что важно, лишенным привычной для жанра эмоциональной манипуляции над чувствами аудитории.

Смотреть в Okko

Послезавтра

За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

Ни один голливудский режиссер не говорит о бесповоротном конце света так, как это делает Роланд Эммерих. Кинематографист, который фактически сделал себе имя на экранизациях сценариев апокалипсиса, в далеком 2004-м снял экологический манифест, который на годы, а то и декады опередил свое время. В «Послезавтра» глобальное потепление, о котором до сих пор неустанно кричат климатологи всего мира, становится настоящей карой человечества: температура неотвратимо стремится к нулю, огромные сугробы блокируют все выходы к спасению, а несчастная группа выживших сакраментально жжет последнюю оставшуюся ценность — книги, чтобы хоть как-то вернуть утраченное тепло.

Увы, даже с учетом всех неоспоримых визуальных достижений «Послезавтра» откровенно буксует, когда дело касается научного обоснования или простой человеческой логики. Поведение персонажей фильма слабо подвергается рефлексии и во многом зависит от степени пафоса, заложенного в ту или иную сцену. Впрочем, безосновательный эпатаж и полное отсутствие здравого смысла уже успели стать знаковыми элементами режиссерского стиля Эммериха, который не изменяет себе даже спустя двадцать лет после создания «Послезавтра».

Смотреть в Okko

Гренландия

За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

По негласной традиции разведенные отцы чаще других становятся центральными персонажами фильмов-катастроф. Этот прием, который почти сразу превратился в клише, можно встретить как в культовом «Послезавтра», так и в относительно недавней «Гренландии» Рика Романа Во, где образ отчужденного родителя воплотил звезда маскулинных боевиков Джерард Батлер. По сюжету его герой — строитель-эмигрант Джон Гэррити — пытается спасти семью от приближающейся межзвездной кометы, которая может полностью уничтожить планету. Их единственное спасение — загадочные бункеры, построенные где-то во льдах далекой Гренландии. По слухам, они способны защитить людей от любой, даже космической угрозы.

Стремясь отойти от успевших набить оскомину штампов, Во концентрирует фокус внимания на эмоциональном надломе персонажей, находящихся в состоянии стресса и параноидальной паники. По итогу «Гренландия» получилась очень эмоциональной, но абсолютно не зрелищной картиной, что губительно для этого жанра. В конце концов, ради чего еще смотреть фильмы о конце света, как не ради получения адреналиновых импульсов от вида пугающих своей реалистичностью разрушений?

Смотреть в Okko

Невозможное

За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

На первый взгляд идея снять кино о состоятельной английской семье, переживающей масштабное землетрясение во время отдыха в Таиланде, кажется не самой удачной. Парадоксально, но «Невозможное» во многом спасают именно персонажи, а точнее — выдающиеся актерские работы Наоми Уоттс, Юэна МакГрегора и юного Тома Холланда, для которого эта роль и вовсе стала дебютом в большом кино. Все трое пронзительно точно передали образ людей, находящихся в состоянии глубокого психологического шока.

Основанная на реальной катастрофе картина по мере возможности демонстрирует в том числе и страдания местного населения, которое не только лишилось средств к существованию, но и осталось без крыши над головой. Примечательно, что для постановщика «Приюта» Хуана Антонио Байоны «Невозможное» в свое время обернулось золотым билетом в Голливуд — фильм стал первой и весьма успешной англоязычной работой испанца, которая была тепло встречена как критиками, так и зрителями.

Смотреть в Okko

2012

За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

После впечатляющего уничтожения половины человечества в «Послезавтра» 2004 года Роланд Эммерих вернулся в мир большого кино, чтобы достойно завершить начатую работу. Фабула «2012» строится на мифе о календаре древнего народа майя, который, по слухам, заканчивается датой конца света — 21 декабря 2012-го. И, так как настоящего апокалипсиса не произошло, Эммерих постарался визуализировать всевозможные фантазии на заданную тему в кадре. Результат получился спорный, но местами крайне занимательный.

Как и в «Послезавтра», сюжет «2012» разворачивается сразу на трех фронтах: среди ученых, которые пытаются предотвратить глобальную катастрофу, среди политиков, стремящихся во что бы то ни стало заполучить власть даже над погибающей планетой, и среди обычных людей, которые просто хотят выжить. Увы, по законам жанра к финалу «2012» остаются только самые стойкие и наиболее симпатичные персонажи, например, писатель-неудачник в исполнении Джона Кьюсака, который во всем происходящем внезапно находит искру чистого творческого вдохновения.

Смотреть в Okko

Столкновение с бездной

За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

«Столкновение с бездной» Мими Ледер могло бы стать главным ветераном американских фильмов-катастроф, если бы не «Армагеддон» Майкла Бэя, который вышел в том же 1998-м и буквально уничтожил международный прокат, не оставив мелодраматической истории о столкновении кометы с орбитой Земли ни малейшего шанса на зрительское внимание. И все же с годами «Столкновение с бездной», как хорошее вино, стало только лучше и получило достойное признание, чего не скажешь о работах Бэя.

Действие фильма разворачивается в городе Ричмонд, где во время открытого урока по астрономии один из учеников средней школы случайно видит в телескопе неизвестную ранее комету. Впоследствии выясняется, что эта комета является триггером грядущего конца света. Гибель планеты, казалось бы, неизбежна, но человечество все равно борется за спасение до самого конца. Главные герои «Столкновения с бездной» — группа несвязанных друг с другом людей, каждый из которых по-своему переживает судьбоносные события, закрывая старые гештальты и открывая новые версии самих себя.

Смотреть в Okko

Меланхолия

За секунду до апокалипсиса: Фильмы-катастрофы о разрушительной силе стихии

«Меланхолия» датского режиссера Ларса фон Триера, как и многие фильмы в этом списке, исследует психологическое состояние человека, находящегося перед фактом неизбежного и очень скорого конца. Главные герои «Меланхолии» — члены обеспеченной семьи, каждый из которых по-своему переживает новость о приближающейся катастрофе. Так, персонаж Шарлотты Генсбур Клэр находится в исступленном поиске выхода из сложившейся ситуации, демонстративно отказываясь терять надежду на лучшее. Ее сестра Жюстин, напротив, впадает в состояние кататонической депрессии и фактически хоронит себя еще при жизни.

«Меланхолия» — картина величественно красивая, но не особо богатая на динамику и захватывающий экшен. Тем не менее это одна из самых примечательных работ Триера, которая обладает особой, практически медитативной атмосферой нарастающего напряжения: медленно, но верно страх захватывает повседневную реальность персонажей, вынуждая их сознание биться в молчаливой истерике, вызванной безысходностью и паникой перед всепоглощающей неизвестностью.

Смотреть в Okko


Текст: Оля Смолина

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Где ракета, Петя? Доставай, я её тебе сейчас в нужное место вставлять буду. А эти двое - вон там, на диванчике, посмотрят, чтобы все было по-европейски толерантно и политкорректно. А вы двое, да вы, на диванчике, что это вы так с лица взбледнули? Быстро придвигайтесь к столу - агрессора ум ...
Последним моим рывком в навёрстывании марвеловских фильмов стал квадриквел похождений Бога Грома за авторством юмориста Тайки Вайтити. Не мудрствуя лукаво, Вайтити продолжил снимать залихватский балаган, который он начал в прошлом сольнике Тора. Посмотрим, что же из этого получилось. ...
Доброе утро друзья! Не знаю, у кого как, но мое утро уже много лет подряд начинается с чашки кофе и сигареты. Давно пытаюсь отучить себя от курения, но этот утренний ритуал настолько крепко засел в моей психике, что наверное лишь от него мне труднее всего отказаться! Без кофе - сигарета не ...
Татьяна Шмыга. Солистка Московского театра оперетты, 1966 год ...
я хотел бы тут *по возможности коротко* рассказать, каким образом у меня так получается обычно... ) начать с одного, а потом сразу же пытаться подальше забраться в какие-то поисковые дебри )) например, сегодня в новостях у немцев мне попалась вот такая информация : почему вакцинация ...