За Б-га и Б-нь! - 15
qebedo — 23.12.2024
Первый раз — таки ас (окончание)Капталь де Бюш и дю Гиклян нагло стояли и не атаковали друг друга — «и два только слова твердит: Креси, Пуатье». Тем временем майское солнце жарило мордоворотов в железном, жаждущие воины хлестали вино и приходили в пофигистическое состояние. «Что нам делать, милорды? Скажите мне! / Посмотрите на наших врагов, они сомневаются. / Они не будут атаковать, это факт, / Если только мы сами не начнем атаку, / Ибо они не станут подниматься в гору», — переживал Бертран. К тому же его воинство проголодалось, а пить без закуски всегда было чревато. Дю Гиклян попытался прибегнуть к благородному рыцарскому блефу — отправил вызов капталю де Бушу «выйти во чисто поле и биться как честные посоны». В те времена такие трюки иногда прокатывали, но не в этот раз: «Не стану скрывать, — сказал он [Жан де Грайи], герольду. / Что я хорошо знаю Бертрана и его намерения; / Но я могу сказать, что когда придет время. / Битва между нами и его людьми состоится. / Я спущусь к нему, клянусь Богом, создавшим все! / И я это сделаю когда сам сочту нужным. / Но время еще не пришло…».

Битва при Кошереле
И тогда (примерно в 15:00 или 16:00) Бертран прибег ко второй по окаменелости и замшелости окаменелой и замшелой военной хитрости — изобразил притворное отступление. Слуги, обозники и конюхи кинулись в лагерь, изображая бегство. Капталь де Бюш и часть его капитанов справедливо восприняли это именно как уловку, но некоторые не такие опытные и хладнокровные англичане, типа Джона Джоэла и всей его баталии, с криками и улюлюканием кинулись «добивать драпающего врага». «Трубят трубы, армия дю Гикляна выполняет мгновенный разворот и под клич „Нотр-Дам, Гиклян!“ две тысячи пятьсот латников сталкиваются, и равнина Кошереля наполняется страшным грохотом метала и дикими криками. В сражении участвуют все: французские слуги бьются топорами, взятыми с окрестных ферм; женщины подбадривают сражающихся и забрасывают врагов камнями».
Завязавшееся в итоге мясилово (двум другим баталиям англо-аквитян пришлось поддержать соратников) долгое время продолжалось с неопределенным исходом. И тут случилось внезапное — «вдруг откуда ни возмись» в тылу воинства капталя появились 200 бретонцев во главе с Эсташем де Ля Уссе. Когда его туда отправил дю Гиклян — наши источники молчат, как об стену, но явно заранее, еще до начала мясилова (в котором Бертран принимал, как всегда, самое активное участие, и тут уже было не до тактического командования). Возможно даже еще с утра, или они вообще сидели в засаде. Как бы то ни было, этот прием сработал на 146 % — противник кинулся бежать. Бастард де Марей был убит, на противоположной (франко-бретонской) стороне погиб магистр арбалетчиков Бодуэн д’Аннекен.

Она же
«Как обычно, захват в плен важных персон вызвал споры, учитывая выкупную стоимость этих пленников. Основные англо-наваррские командиры были взяты в плен: Жак Фруассар, секретарь короля Наварры, Бодуэн де Болоз, Пьер д'Эгремон, Жан Гансель, Лопес де Сен-Жюльен; Роберт Чеснел сдался рыцарю по имени Одри де Баллор; Джон Джоэл, смертельно раненный Оливье де Манни, стал предметом споров между бретонскими и нормандскими рыцарями. Что касается Жана де Грайи, капталя де Бюша, который сопротивлялся до последнего, то он являлся самым желанным объектом для захвата в плен. Кювелье рассказывает, как его теснил геркулесоподобный Тибо дю Пон и заставил сдаться дю Гикляну; на самом деле он отдает свой меч бретонскому оруженосцу Ролану Бодену».
Заключительные этапы сражения произошли между деревнями Жуи и Арденкур. Остатки англо-аквитанской рати бежали в Паси. Победители были настолько перегружены добычей и большим количеством пленных, что отказались от преследования. Победа была сокрушительной: 30 или 40 убитых с французской стороны, 700 или 800, как говорили, с англо-наваррской, и значительное количество пленных. Угроза со стороны Шарля Злого была устранена. Сражение при Кошереле стало первым крупномасштабным подвигом дю Гикляна. Его уже знали и боялись, теперь он стал одним из лучших капитанов того времени, удостоился упоминания многочисленных хрониках, в том числе в официальной «Chronique des règnes de Jean II et de Charles V» («Хронике правления Жана II и Шарля V»), написанной в Сен-Дени вскоре после этих событий. В ней рассказывается о подвиге «Бертрана дю Гикляна, бретонского рыцаря, который был в Нормандии капитаном, служившим упомянутому герцогу Нормандии».
Герб капталя де Бюш
К вопросу о якобы необразованности дю Гикляна. Когда вязали пленных, капталь де Бюш вынужден был забраться на телегу, полную трупов. Бертран отпустил по этому поводу саркастическое замечание: «Лучше быть пленным таким образом, чем неудачно женатым». Это был явный намек на роман «Ланселот, или Рыцарь телеги» Кретьена де Труа, в котором сэр Гавейн отказывается садиться в телегу, ибо это позорно для рыцаря, а сэр Ланселот это делает, ибо для него важнее догнать негодяя, укравшего королеву Гвиневру, его возлюбленную, изменявшую с ним супругу, королю Артуру… Откуда у «неотесанного неуча» такое знание куртуазной литературы и умение с ее помощью троллить врагов?
t.me/Tercios_catrenos
Сохранено
|
|
</> |
Айдентика бренда: визуальный язык вашего бизнеса
Меня опять хотят спасти
Вы прыгаете по лужам?
Форс-мажорчики
Кирпичный дом
Про блинные булочки и вскользь про Йоркшир и пудинг
Шильдик от Fw-189?
Из-за листика выглядывает котик от satoimo521

