Юнкера и паны

Понятно, что сейчас много интересного происходит — но я не буду комментировать нападение на Израиль и предрекать судьбу Хамаса. Не моё направление. Да это б и неизбежно потребовало каких-то оценок внутриполитического кризиса в Израиле, а мы себе зарок дали — не лезть в эти разборки, не брать никакую сторону, никого не обижать ни словом (даже самое охреневшее левачьё).
Поэтому — лучше поговорим о литературе и историческом восприятии.
Я намедни упоминал, что виконт Алексей Артёмович изволили слушать за рулём «Юнкеров» Куприна.
И давеча он признался: «Что действительно сделалось неожиданностью — так это что бретёрским кумиром у них был пан Володиевский из романов Сенкевича».
Поясняет: «Ну, казалось бы, хотя непосредственно этот пан Михал не дрался с Московией, в его время до того дело ещё не дошло — но уж явно был патриотом Речи Посполитой».
Замечу, ни я, ни Лёшка (насколько могу знать) собственно романов Сенкевича не читали, но смотрели фильмы по ним. «Потоп», «Огнём и мечом» - и собственно «Пан Володиевский». Где сей последний — сквозной герой, выдающийся фехтовальщик, рыцарь до корней костей и до мозга волос, и вообще — как бы «наилучшее воплощение всех доблестей Речи Посполитой, с какими она могла бы преуспеть, но которых, увы, ей чуть не хватило в реальной истории».
И вот что Лёшку удивило — так это что в Российской Империи вполне благосклонно относилось военное юношество к подобным героям, которые, честно говоря, втыкались строго перпендикулярно в «московитский имперский проект».
А главное — что им никто не мешал узнавать про этого пана (то есть, они читали романы Сенкевича) и восторгаться им.
Ну что сказать?
Конечно, Российская Империя на излёте девятнадцатого столетия — это всё тоже «инкарнация Московии», тоже «тюрьма народов» и «душегубка вольного духа»,
Но всё же — далеко не такая убогая и тупорылая, как вот та карикатура на фашистское имперство, которую мы нынче вынуждены терпеть на одной с нами территории.
У той-то империи — всё-таки была в загашнике своя собственная культура, потому она не так уж параноидально боялась чужих культурных проявлений, даже «геополитически перпендикулярных».
А вот то, что у нас сейчас — честно, даже не имеет сколько-нибудь адекватных исторических аналогов.
Тут и сравнения с фашистской Италией при Муссолини или нацистской Германией при Гитлере — будут незаслуженно «комплиментарны», будут необоснованной лестью.
Даже и сравнение с имперской Японией середины двадцатого века — будет натянутым.
Да, по культурной деградации, вплоть до «смерти мозга» — похоже, но всё-таки тогдашние япы — они хоть воевать куда лучше умели.
А что в Российской Империи не запрещали своим юнкерам «тащиться» от польского патриота пана Володыевского — ну, разумеется.
Как и английским кадетам-курсантам не запрещали, скажем, читать Жюля Верна и восхищаться капитаном Немо, гордым индийским принцем, который, конечно, двигал науку — но заодно и топил британские военные корабли, мстя за подавление Восстания Сипаев.
Это нормально для вменяемых империй — не пытаться запрещать своим боевитым юношам восхищаться своими врагами, когда те оказываются достойны.
Возможно, и среди нынешней путинской военщины — найдутся какие-то достойные уважения персонажи.
Наверняка даже — кто-то есть, какие-то интересные, отвязные авантюристы.
Но потуги официозной пропаганды вылепить героев «из того, что было» - это, конечно, смотрится весьма жалко.
|
</> |