Нешаблонный мыслитель и опять про морзянку

топ 100 блогов artyom_ferrier25.09.2023

Я сейчас на Гасиенде (благо, погода располагает более чем), но, конечно, и московские дела не отпускают.

Намедни связался директор Кошки, Корпоративной Школы для наших исчадий, где я состою сопредседателем попечительского совета, а потому считается правильным, не докучая «текучкой», всё же озадачивать меня «стратегическими» вопросами.

На сей раз стратегический вопрос был такой.

У одной училки бывший то ли одногруппник, то ли просто знакомый — заделался крутым гуру по «воспитанию нестандартного творческого мышления». Строчит увражи на эту тему, устраивает вебинары и для школоты, и для офисных клерков, и чуть ли не для топов из ТНК (ну, по собственным словам — а топы из ТНК не спешат болтать о том, у кого и чему они учатся).

И вот, значит, возникла идея пригласить его к нам с курсом лекций, чтоб и наших исчадий осчастливил своею креативностью и нешаблонностью.

Но сначала, конечно, надо было его попробовать.

Что ж, устроили видеочат.

Стал он мне расписывать прелести своей системы, рассказывать офигительные истории успеха, как приходит в компанию новый парнишка — и тотчас устраивает там революцию в технологиях и менеджменте, поскольку своим свежим, незамыленным и незашоренным глазом видит то, что отчаиваются видеть те бедолаги, что сидели там десятилетиями да только и могли, что привычно бегать по кругу.

Ну, естественно, я таких историй наслышан мильонами, а когда случался каприз копнуть поглубже — выяснялось, что не так там всё элементарно бывало, что легенды несколько упрощают суть, как водится.

Не особо горя желанием выслушивать ещё ворох таких баек, спросил этого мужика: «И вы говорите, что ваш метод универсален, позволяет находить эффективные пути решения любых задач, в любых областях?»

Горячо подтверждает: «Да-да, метод универсальный — потому что гибкий. Потому что, в сущности, и нет никакого единого метода, а есть — просто умение открывать глаза и смотреть по-новому, избавив сознание от стереотипов и догматов».

«Хорошо, - говорю. - Сколько будет 997 умножить на 251?»

Он немного смутился — и я подбодрил: «Полагаю, сами же вы — в совершенстве владеете той методологией, какую преподаёте, и без труда сумеете приложить её к любой задаче?»

Вздохнув от моей «зашоренности» и «кондовости», принялся просвещать.

Ведь главная проблема в том, говорил он, что в нашем мире шаблонов и стереотипов — ошибки начинаются уже на стадии постановки задачи.

А в нашем мире калькуляторов и компьюетеров — просто нелепо обременять свой «нерезиновый» мозг такими вульгарными арифметическими вычислениями.

Это, говорит, извините — всё равно как навык метания копья. В палеолите — очень востребованный был, даже ключевой, а сейчас — другая реальность. И единственно важная задача для истинно раскованного и творческого сознания — так это понимать, какая именно реальность нынче на дворе.

Обрываю его, не вполне деликатно: «250247. Это — ответ. И вы уж простите покорно, но наши подходы — очень архаичные, можно сказать «замшелые». Мы по-прежнему пребываем в плену того старомодного заблуждения, что поставленные задачи надо решать — а не обосновывать ненужность их решения».

Но том и разъединились.

Я не стал звонить на пост охраны Кошки с указанием пристрелить нафиг этого шарлатана, если сунется на порог — но, думаю, это и излишне. Кажется, ихнее самолюбие и без того достаточно уязвилось и надулось.

Ну а в целом — я уж давно привык к попыткам впарить ту или иную инфоцыганщину под предлогом улучшения учебного процесса. Тут и уникальные, «аналоговнетные» мнемонические техники, и волшебные лингвистические курсы, когда сам ты нифига не делаешь, а язык будто бы сам собой варится в твоём котелке до полнейшей готовности на С2, и, конечно, всевозможные треннинги для повышения самооценки.

И на самом-то деле — я совершенно не против нешаблонного мышления. А уж когда ещё и креативное — так вовсе любо-дорого.

Вот только сдаётся мне, чтобы научиться мыслить нешаблонно — для начала надобно обучиться хоть какому-то мышлению, чтобы в принципе синапсы по нейрончикам шныряли. И тогда уж, когда знаком с шаблонами — да, их можно развивать, дорабатывать, а то и вовсе ломать, выбрасывая на помойку, чтобы заменить новыми, более удобными.

И этому деятелю — я не случайно предложил именно эту задачку, именно с такими числами.

Помимо «шаблонного» метода, тупым последовательным перемножением «по циферкам» - её можно решить по меньшей мере двумя «продвинутыми» методами.

Во-первых, если приглядеться, то 997 — это тысяча без трёх. Значит, нужно умножить 251 на тысячу и вычесть 251*3. То есть, 251 000 — 753 = 250 247

Во-вторых, 250 — это четверть от тысячи.

Значит, нам нужно разделить 997 на 4 и умножить на 1000.

Но лучше, конечно, разделить 1000 на 4 — а потом вычесть ¾. Т.е., 250 — 0,75 = 249,25. Потом умножаем на 1000 — и прибавляем 997, поскольку у нас изначально-то всё же 251 было, а не 250. Получаем те же 250 247.

И вот можно сказать, что это - «нешаблонные» методы работы с конкретными числами, с учётом конкретной специфики ради удобства.

Хотя со временем, естественно, эти методы сами по себе входят в шаблон, и в Кошке-то любой третьеклассник «на автомате» будет совершать такие манипуляции, «округляя» до удобных чисел и «добивая» остатки.

Притом, что, разумеется, умеет пользоваться калькулятором.

Но тут прав был Михайло Васильевич: математика — она того, ум в порядок приводит. И уже хотя бы тем — ценна.

Ещё же вспомнилось недурное высказывание: «В девятнадцатом веке «гуманитарием» считался тот, кто знает три иностранных языка. Сейчас — тот, кто не знает таблицы умножения».

Добавлю: «Не знает таблицы умножения — и гордится этим». Видя в том свидетельство раскрепощённости своего сознания и творческой свободы сильной личности от шаблонов и стереотипов.

На самом деле, это «освобождение» от какой бы то ни было умственной дисциплины да воспитание гордыни за свою «нешаблонность» - играет дурную шутку.

Особенно это с миллениалами бросалось в глаза.

Приходит такое чудо в перьях на новое место (не важно, в какой сфере), вообще без понятия, что там и как там, но — ему этого и не надо. Ему заведомо ясно, что там всё закоснелое, тупорылое и в корне неправильное, и вообще вы все дураки, а я прилетел на крыльях свободного разума озарить вас сиянием моей мудрости.

И ладно, когда про себя так юнец думает — но ведь миллениалы тем и славились, что абсолютным неумением «лицемерить», своей «пентоталовой» откровенностью.

И первым делом, конечно, у любого начальника искушение — спустить это «продиджи» по лестнице пендалем под сраку.

Но когда начальник подобрее — он просто быстро давал новичку «сфакапиться» по полной программе, и когда хоть какие-то мозги там были — человек начинает учиться ими пользоваться по-настоящему, а не только что превозносить их неповторимую «креативность».

Зумеры, сентениалы, - они, в целом, не такие «непосредственные», не такие напыщенные хамы, как миллениалы.

Зумер может и быть уверен в своём превосходстве, но — ему хватает всё же мозгов держать это при себе, не слишком выпячивать.

Впрочем, конечно, вся эта типизация поколений — штука довольно условная, а так-то — просто люди все разные.

Но вот что безусловно, если человеку с раннего детства беспрестанно вдувать в уши, какой он особенный и какая драгоценность его креативное нешаблонное сознание (а для его выработки — нужно просто научиться кривить губу на всё «шаблонное» и «рутинное») - то от жизни потребуется особо увесистый пыльный мешок, чтобы трахнуть по голове и выбить эту дурь.

Ещё же я вспомнил, что вот недавно расписывал, как Лёшка с приятелями ещё в раннем детстве освоили морзянку.

Она вообще довольно популярна в наших кругах. Считается, что радисткой Кэт ты можешь и не быть, но всё-таки надо быть в состоянии кое-как внятно просигналить фонариком, буде нужда возникнет.

И вот подумалось, что если провести исследования на тему влияния морзянки на развитие когнитивных способностей у ребёнка — то наверняка такая связь обнаружится. Особенно, видимо, это полезно для изучения языков, для аудирования, усвоения ритмики, просодии, и всё такое.

Но и в целом, приём или передача кода — это процесс, требующий нешуточной концентрации внимания.

Может быть неплохим лекарством от модного нынче т. н. «Синдрома дефицита внимания» (что в подавляющем большинстве случаев — просто естественная детская непоседивость, помноженная на патологическую расхлябанность как неумение и нежелание ту непоседливость обуздывать).

Причём, это лекарство — уж точно не вреднее наркоты вроде Риталина (далеко не безобидная штука).

Вообще же, в умственных недостатках всякого нового подрастающего поколения (которое, как водится, всегда «дурное» и «глупое») принято винить школу, но мне всегда интересно было: а родителям — никак не с руки принять хоть какое-то участие в умственном развитии своего продукта?

Ну вот мы с матушкой, помнится, в мои шесть лет играли так: она составляла шифровку (простым, подстановочным), я расщёлкивал — и узнавал, где лежит шоколадка.

И с Лёшкой, и с Киркой — мы тоже так развлекались.

Вот такая, хотя бы, активность — она как-то вообще зависит от школьной программы?

И тут не важно даже, «шаблонное» мышление развивается или «нешаблонное».

Важно — что хоть какая-то способность думать развивается, и вознаграждается.

Да, не каждая семья может позволить себе Итон, но шоколадку — всё-таки может каждая, хотя бы по праздникам.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Пашинян назвал Шуши «несчастным, бесцветным городом» и задался вопросом, нужен ли был такой Шуши. «Говорят – «продали Шуши»… Кто продал Шуши? Если Шуши и продали, то за последние 30 лет, потому что Шуши был несчастным, бесцветным городом. Нам был нужен Шуши? А если был нужен – почему ...
Rzeczpospolita(жЭч-посполИта`пол:Речь Посполитая) Предположение Название страны "Rzeczpospolita"(жЭч-посполИта`пол:Речь Посполитая) разложенное как "Rzecz Pospolita" - это калька с русского выражения "речь позволить" в смысле "позволить решение" в значении "требуется ...
А теперь – лирическое отступление. Попробую обойтись без мата. Я о..фигеваю от кровожадности с обеих сторон. Одни кричат (или официально заявляют), что мало били митингующих, “полиция действовала слишком мягко”, “зачем эта тупая овца притащила ...
Посмотрел вчера  мультик "Иван Царевич и Серый Волк 2". Что сказать.....тема женского коварства, как всегда, раскрыта, котиков нервировали и отнимали няшки, но в общем и целом вполне позитивно. такова официальная завязка..... Но глазами котэ все выглядит совершенно иначе. ...
Невозможно поверить, но это правда! Новый президент Узбекистана одним указом сделал для своей страны больше, чем Ислам Каримов за 27 лет правления. Он подарил людям свободу. Теперь в мире осталась только одна страна, чьи граждане не могут свободно покидать страну. (КНДР) Вместо ...