Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи

топ 100 блогов j_e_n_z_a03.01.2024 Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Пригород Ленинграда. Эскиз. 1924. Частная коллекция

Произведения Юлия Клевера(1850 – 1924) когда-то знала и любила вся Россия. Его пейзажи пользовались широчайшей известностью. Тысячи репродукций с многочисленных картин Клевера расходились по стране, далеко за пределы Петербурга, в котором художник работал большую часть жизни.

Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний закат.

Юлиус Сергиус фон Клевер родился 19(31) января 1850 года в Дерпте (ныне Тарту), в большой и шумной семье, где любили хорошую шутку, весёлые праздники и шумные застолья. Он происходил из старинного немецкого балтийского рода фон Клевер; его отец был магистром химии и преподавал в Ветеринарном институте в Дерпте. Мать из семьи заведующего дворцовой аптекой. С раннего детства Юлий увлекался рисованием, родители отмечали его несомненный природный талант и всячески поощряли увлечение сына. На семейном совете решили: следует отдать Юлия учиться к профессиональному художнику.
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний вечер в деревне.

Близилось окончание гимназии, в семье Клеверов постоянно обсуждался вопрос - где и чему юноша будет учиться дальше? Юлий заявил, что видит себя в будущем только живописцем и хочет поступать в петербургскую Академию художеств. В конце концов на семейном совете Клеверов приняли "соломоново решение": раз юноша мечтает об Академии художеств - хорошо. Но пусть выучится на архитектора: карьера зодчего более солидная, чем служба живописца, и даёт средства к существованию.
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний пейзаж с домом. 1918

Приехав в Петербург в 1867 году, Юлий Клевер поступил в архитектурный класс Императорской Академии художеств, но архитектура не увлекала юного художника. Промучившись год, Клевер обратился в совет Академии художеств с просьбой о переводе его в пейзажный класс. Просьбу юноши удовлетворили, и с 1868 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи Сократа Максимовича Воробьева (1817-1888), русского живописца-пейзажиста и гравёра, а затем и Михаила Константиновича Клодта (1832-1902), выдающегося русского художника-пейзажиста второй половины XIX века.
Однако, ни Воробьёв , ни Клодт не смогли оценить уровень природного таланта и масштаб смелых художественных замыслов молодого живописца. Академическое образование с его давно устоявшимися канонами принесло Клеверу глубокое разочарование, занятия постепенно стали казаться скучными, а теоретическая подготовка — абсолютно ненужной. Получив за время учёбы за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, Клевер вышел из числа учеников академии, и в результате был отчислен в 1870 году, в дальнейшем развивая свое дарование уже без помощи всяких наставников, единственно работая с натуры.
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний пейзаж с домиком. 1918

Не доучившись, юный художник рискует представить собственные пейзажи в Императорское Общество поощрения художеств. И это Юлиусу удалось, его работы хорошо приняли. Сам граф Павел Сергеевич Строганов, влиятельный член Общества поощрения художеств приобрёл один из выставленных пейзажей «Заброшенное кладбище зимой». Через год триумф повторился и работу «Закат» купила великая княгиня Мария Николаевна, возглавлявшая Академию художеств. А в 1874 г., когда Клеверу было 24 года, он сумел добиться персональной выставки. Этой почести тогда удостаивались только заслуженные мастера, а он лишь бывший студент, не получивший полного образования. Однако выставка имела огромный успех, к молодому живописцу пришла известность. Спустя год он был награжден премией Общества поощрения художеств за пейзаж «Запущенный парк», а через год — за работу «Первый снег на вспаханном поле». В 1876 году Юлий Клевер устроил уже вторую выставку из сорока произведений. Весь Петербург восхищался молодым дарованием. Судьбу Клевера во многом решило полотно «Березовый лес», купленное царём Александром III. Художнику-пейзажисту сразу же пожаловали звание классного художника первой степени, несмотря на неоконченное образование. К двадцати восьми годам успешный Юлий Клевер уже академик благодаря своей работе «Старый парк». Эта картина оказалась популярна в России и на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Из-за большой востребованности мастеру пришлось повторять этот пейзаж и не единожды с названием «Парк в Мариенбурге». Итак, за небольшой период художник преодолел высоты, которые другим не поддаются десятками лет.
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний пейзаж с рекой и домами. 1914

Сюжеты своих многочисленных картин Юлий Клевер брал главным образом из природы родного края, петербургских окрестностей. Он очень любил изображать в своих работах пограничные состояния окружающей природы: это в равной степени относится и к унылым дождливым осенним пейзажам, и к пейзажам яркого зимнего солнечного заката. Лучшие работы Клевера относятся к периоду 1875-1885 годов, когда молодой художник активно искал свой стиль и не боялся экспериментировать. Позднее он всё больше повторял удачно найденные сюжеты.
В 1879 году вместе с В. В. Самойловым он работал на острове Нарген. В результате, одна из картин — «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») — была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым, другая — «Деревня на острове Нарген» — великим князем Алексеем Александровичем, а «Зимний пейзаж» — Александром III.
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Закат. 1912

В общем, фортуна была на стороне талантливого художника. У него были слава, признание, достаток - его картины охотно покупали и в России, и в Европе. Да и в личной жизни Юлий Клевер был счастлив - он женился на юной дочери генерала Карла Ферро. Один за другим в семье родились четверо детей. В 1880 году Академия художеств за картину «Лесная глушь» присвоила Клеверу звание профессора и предоставила кафедру в Академии. Юлию Юльевичу были предоставлены также в здании Академии квартира и мастерская, именно те, которые в течение шестидесяти лет занимали знаменитые педагоги живописи Максим Никифорович и Сократ Максимович Воробьёвы. В тридцать один год художник достиг всего, что в ту эпоху было возможно для пейзажиста. Состоятельные заказчики считали за честь иметь дома его картины.
В отличие от подавляющего числа пейзажистов своей эпохи (кроме А.И. Куинджи), Клевер очень ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли значимую роль в его картинах. Полотна художника многочисленны. Достоинство этих произведений далеко не одинаково: одни из них, серьёзно обдуманные и исполненные со строгим отношением к задаче, действительно прекрасны по силе, гармонии и правдивости красок; другие, написанные спешно и составляющие повторения или вариации прежних работ художника, страдают резкостью колорита и очевидной небрежностью письма. Но клеверовские «эффекты» неизменно придают всем работам художника яркую индивидуальность, оригинальность и узнаваемость. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества.
Большим успехом пользовались картины Юлия Клевера этого периода «Красная Шапочка» (1887), «Лес призраков» (1886) и «Лесной царь» (1887). Это были фантазии художника, его «сочинения на вольную тему».
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Латышская мельница зимой. 1911

В 1890-х годах произошли события, результатом которых стал отъезд Юлия Юльевича Клевера за границу в Германию: его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств П. Ф. Исеева. Для Клевера участие в судебном процессе стало серьёзнейшим ударом, и по совету друзей художник покинул Россию. Семь лет прожил Клевер в Германии, у него проходили выставки, он много работал, но тоска по России постоянно напоминала о себе. Семья Клеверов вернулась в Россию только в 1915 году. После возвращения на родину он устроил выставку в Москве, которая имела большой успех и показала, что о художнике не забыли.
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Пурга надвигается. 1910

После революции 1917 года Клевер получал значительную материальную поддержку от Общества художников имени А. И. Куинджи. В советское время художник продолжал свою педагогическую деятельность в Академии художеств, а затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.М. Мухиной. Там он заведовал кафедрой монументальной живописи. Стал заслуженным деятелем искусств РСФСР…
24 декабря 1924 года Юлий Юльевич Клевер скончался в Ленинграде в возрасте 74 лет. Похоронен был на Смоленском православном кладбище на Поперечной дорожке недалеко от реки Смоленки (участок 56). В 1980 году, к юбилею художника, был установлен новый памятник, перенесённый с бесхозного участка возле Смоленской церкви. Работы Юлия Клевера находятся в Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Серпуховском историко-художественном музее, музеях Барнаула, Владимира, Волгограда, Калуги, Козьмодемьянска, Костромы, Краснодара, Липецка, Великого Новгорода, Севастополя, Серпухова, Ставрополя, Сыктывкара, Тамбова, Ульяновска, Алма-ты, Еревана; в многочисленных частных коллекциях.
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний вечер. 1906

Юлий Юльевич Клевер прожил счастливую жизнь. В ней было всё: талант, вера в успех, поиски своего художественного стиля, выставки, триумфы, друзья, любовь, семья, денежный достаток, поездки за границу, обожание зрителей, страсти, гонения, бедность… Несколько советских десятилетий имя русского художника Юлия Юльевича Клевера старались в России не вспоминать, словно и не жил этот человек в нашей стране. А не вспоминали потому, что Клевер считался до революции салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, а значит, ненужным и вредным для новой общественной формации художником.
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Закат в лесу. 1901
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний пейзаж с дорогой. 1900
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Рыбацкий посёлок. Начало 1900-х
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Оттенки заходящего солнца. Конец 1890-х
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зима. 1898
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний речной пейзаж. 1897
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний пейзаж с избушкой. 1897
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний пейзаж с соснами. 1896
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний закат в еловом лесу. 1896
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний пейзаж. 1895
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. В парке Гатчинского дворца. 1894
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Закат солнца зимой. 1891
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Оттепель. 1887
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний закат. (Рыбацкая деревушка). 1885
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. Зимний пейзаж. 1881
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи
Юлий Клевер. След. 1912

Картина «Зимний пейзаж» (1891) Юлия Клевера находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург)
Юлиус Сергиус фон Клевер. зимние пейзажи

источник 1
источник 2

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
яндекс Аниматоры — люди, которые в современном мире всё теснее становятся связаны с нашими детьми. Их заказывают не только на дни рождения, но и на мероприятия в детские сады и ...
Имею честь сообщить, что получил статус "официального блоггера" боя Виталия Кличко (сташего) с Мануэлем Чарром. Зрелище состоится уже осенью! Я мало пишу про спорт. Практически совсем не пишу. Но спорт - это не всегда унылая ходьба с мячиком по ...
Александр вывесил фотку К дню фотографа ...
  1. КОТ никогда не опаздывает к обеду. 2. КОТЫ всегда заинтересованы уютно устроиться рядом. 3. Если твой КОТ слишком загулял, его можно кастрировать. 4. КОТ всегда знает что ему делать, без пауз на вопросы и указания. 5. КОТ не ходит ...
Дипломатические отношения между Россией и США, отказ России участвовать в саммите по вопросам ядерной безопасности, ситуация в Нагорном Корабахе, а также «ужасы» российского Крыма обсуждались в итальянских СМИ на прошедшей неделе Неделя началась с открытого письма посла Украины в Италии Е ...