![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcompro100_mica1281460956871965687196_900.jpg)
Юбиляр дня. Павел Чистяков.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Это наш общий и единственный учитель, – так сказал
Илья Репин о своём коллеге, русском художнике и педагоге Павле
Петровиче Чистякове. Педагог с большой буквы. Почти три поколения
(Суриков, Васнецов, Репин, Поленов, Серов, Врубель, Савинский,
Борисов-Мусатов, Грабарь и другие) были учениками, в разное время
прошедшими его жёсткую школу.
Портрет художника П.П. Чистякова, 1878 год
Илья РЕПИН
Несмотря на то, что Чистяков был автором многих
картин, в истории живописи он остался знаменитым наставником. У
него не было ни своей мастерской, ни школы. Он следовал от рисунка
к светотени, а затем к цвету, к сочинению. Цвет – это
искусство, – говорил Чистяков. Сорок лет он проработал
адъюнкт-профессором, руководителем мозаического отделения и
профессором репинской мастерской Санкт-Петербургской Академии
художеств; академическая профессура и бонзы смотрели на него
свысока, мало считались с его мнением, не считая нужным приглашать
Павла Петровича даже на просмотр работ его учеников.
Я буду перемежать картины Чистякова и портретами,
написанными преимущественно его учениками
Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия II Темного в
1433 году срывает с Василия Косого пояс, некогда принадлежавший
Дмитрию Донскому, 1861 год. ГРМ
Но чем глубже становилась пропасть между
Чистяковым и остальными академиками, тем ближе он становился к
студентам. Студенты преклонялись перед ним и обожали его.
Когда шел класс Чистякова, аудитория была полна; во время
перерыва никто не бежал в курилку, все с напряженным вниманием
прислушивались к каждому слову Павла Петровича, смотрели на него
преданными, влюбленными глазами, брали на заметку, записывали
каждое его слово. И было что записывать! Принципы его системы были
настолько скристаллизованы в его мозгу, что он невольно говорил
афоризмами.
Портрет художника Павла Петровича Чистякова 1860 год. ГРМ
Иван КРАМСКОЙ
Француз, собирающийся на публичный бал, 1863 год
Павел ЧИСТЯКОВ
Портрет П.П. Чистякова, 1870 год
Илья РЕПИН
Джованнина. Портрет десятилетней римлянки, 1960-годы
Портрет Чистякова 1881 год.
Василий САВИНСКИЙ
Мальчик, играющий на скрипке, ГРМ
Портрет Чистякова 1881 год. Чёрный карандаш
Валентин СЕРОВ
Единственным авторитетом и судьей в живописи
Валентин Серов считал Павла Петровича: Могу работать, как сам
хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову. Учитель
отвечал взаимностью, считая, что никогда не встречал такого
всесторонне одарё,нного художника: И рисунок, и колорит, и
светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и
композиция – все было у Серова, и было в превосходной
степени...
Нищие дети, 1861 год. ГРМ
Портрет П.П. Чистякова, 1917 год, повторно написан в 1938 году
Василий МЕШКОВ
Боярышня. Аннушка. Одесский художественный музей
После занятий морозным вечером всей
гурьбой шли провожать Чистякова домой. Он шел впереди в огромной
бараньей шубе, в рукавицах, часто останавливался, чтобы подчеркнуть
особенно значительную истину, которую собирался изречь, или
обратить внимание на понравившуюся ему деталь петербургской
перспективы.
А иногда собирались в мастерской Чистякова в здании Академии
художеств, где на мольберте стояла картина Чистякова, которой так и
не суждено было стать законченным произведением. В этих случаях
после занятий поднимались наверх в квартиру Чистякова. Там играли
на рояле, пели, причем Чистяков сам любил петь народные песни с
вывертами, как он говорил, то есть как поют в народе, как он слышал
их в своей родной Твери.
Павел Петрович Чистяков воспитал несколько поколений великолепных художников и всегда очень гордился своими учениками.
|
</> |