
Язов. Последний Маршал в бой нас не повёл


Сообщают, что скончался последний из живших Маршалов Советского Союза и последний министр обороны СССР Дмитрий Тимофеевич Язов (1924—2020). Фронтовик, ветеран Великой Отечественной. Во время Карибского кризиса со своим 400-м мотострелковым полком — защитник Острова Свободы. И — соратник Михаила Сергеевича Горбачёва... Хотя, конечно, последний Маршал войдёт в историю немного иначе, чем последний Генсек, уже хотя бы потому, что за свои ошибки он расплатился тюрьмой, провёл 498 дней в "Матросской Тишине". В защиту его можно сказать, что он был, вероятно, хорошим солдатом — и поэтому не слишком хорошим политиком.
Именно Д.Т. Язов как министр обороны в 1987 и 1989 годах подписывал приказы о призыве автора этих строк на срочную службу и об увольнении в запас. Во время этой службы один раз Язов прилетал на вертолёте в городок Мурманской области, где я служил. Было это, насколько помню, весной. И меня тогда в составе группы из 5-6 матросов отправили чистить дорогу, по которой от вертолётной площадки до военного городка должен был промчаться на автомобиле министр обороны СССР. Чтобы взгляд министра из-за стёкол авто не осквернился даже малейшим прикосновением к сигаретным коробкам, бутылкам или пустым обёрткам, разбросанным на обочине. И вот мы шли по этой дороге и тщательно собирали в мешки весь этот мусор: бумажки, бутылки, пачки... Ярко светило и играло на снегу весеннее солнце, так что прогулка вышла довольно весёлой. А потом над городом важно прожужжал вертолёт министра... Самого его мы не видели.

Вот этим мой контакт с Язовым в те годы и закончился, если не считать его приказа об увольнении в запас. На прощание с моряками подводной лодки "Комсомолец", затонувшей в Норвежском море в апреле 1989 года (прощание проходило тоже в этом городке), министр не прибыл...
А потом ещё был, разумеется, август 1991 года, когда в либеральной печати появился насмешливый заголовок "Кошмар! На улице Язов!". Три дня в руках Маршала была судьба Советского Союза... А затем он безо всякой борьбы (ведь Кремль никто не штурмовал и никто не вынуждал членов ГКЧП лететь в Форос к Горбачёву и добровольно сдаваться под арест) проследовал в тюрьму. Перефразируя известную песню, можно сказать про Язова и Советскую Армию и весь СССР — "последний Маршал в бой нас не повёл"... Или бой, если считать, что он всё-таки был 19-21 августа, закончился в три дня — полной и безоговорочной капитуляцией. Увы.

|
</> |