100 лет назад. Владимир Маковский
maysuryan — 21.02.2020В.Е. Маковский. Автопортрет. 1905
21 февраля исполнилось 100 лет со дня смерти художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского (1846—1920). Маковский стал свидетелем заката и крушения империи Романовых и одновременного рождения нового мира, и оба этих процесса отразились на его картинах. Это, например, «Ходынка» (1897), катастрофы и гибели людей на картине нет, просто море голов, некоторые лица даже улыбаются. Но не разлито ли предощущение катастрофы в воздухе?
А 9 января 1905 года Маковский, профессор Императорской академии художеств, действительный статский советник (то есть штатский генерал) стал свидетелем расстрела рабочего шествия. И отразил увиденное на своём холсте.
В.Е. Маковский. 9 января 1905 года на Васильевском острове. 1905-1907
На лицах изображённых застыло всё многообразие эмоций, которое они испытали: ужас, растерянность, отчаяние, мольба, негодование. Конечно, больше всего из фигур картины запоминается мужчина, расстегнувший пальто, подставляя под пули грудь. Любопытно, что на первоначальном этюде картины это был скорее интеллигент по своему облику. Но в окончательном варианте автор решил придать его облику более «простонародные» черты:
В.Е. Маковский. Этюд к картине «9 января 1905 года на Васильевском острове». 1905-1907
Хотя художник Яков Минченков (1871—1938) писал: «Как «Ходынка», так и «9 января» не передали ужаса этих событий, их подоплеки, недоступной наблюдению и пониманию Маковского. Изобразить 9 января, видев его лишь из окна своей академической квартиры, конечно, было невозможно». Так ли? Вопрос, конечно, спорный...
А ещё рождение нового мира запечатлено художником на такой, казалось бы, бытовой картине, как «Вечеринка».
В.Е. Маковский. Вечеринка. 1875-1897
Как-то я уже постил эту картину по случаю годовщины 1 марта 1881 года и выслушал тогда массу упрёков: почему на полу валяются окурки, почему всё так неприбрано, неужели эти революционеры обязательно должны быть так неряшливы и т.д., и т.п. Что тут скажешь? Может быть, в такой неприбранной обстановке нигилисты отдыхали душой от того мертвящего жандармского порядка и идеальной казарменной чистоты, которые царили в благословенной романовской империи, России, Которую Мы Потеряли. В утешение любителям порядка могу только сказать, что потом на смену первому поколению бунтовщиков пришло второе, и в его рядах были и очень аккуратные и опрятные в быту революционеры, как, например, Владимир Ильич Ульянов-Ленин. «Мы пойдём другим путём» — да, возможно, это касалось и степени подметённости пола. :)
А кроме того, напомню прекрасные стихи Александра Блока, в которых очень живо описана атмосфера подобных «вечеринок», сходок революционеров 1870-80-х годов. Из таких пылких молодёжных сходок (хотя на картине Маковского в кругу молодёжи и седобородый старик сидит) всё и родилось, наверное. Сначала революционное движение, а затем и вся огромная страна, гражданами которой многие из нас успели ещё побывать. Так что мы все, кто помнит и ценит это прошлое, нравится нам это или нет, родом оттуда...
В вечернем мраке тонут лица,
Вглядись — увидишь ряд один
Теней неясных, вереницу
Каких-то женщин и мужчин.
Собранье не многоречиво,
И каждый гость, входящий в дверь,
Упорным взглядом молчаливо
Осматривается, как зверь.
Вот кто-то вспыхнул папироской:
Средь прочих — женщина сидит:
Большой ребячий лоб не скрыт
Простой и скромною причёской,
Широкий белый воротник
И платье чёрное — всё просто,
Худая, маленького роста,
Голубоокий детский лик,
Но, как бы что найдя за далью,
Глядит внимательно, в упор,
И этот милый, нежный взор
Горит отвагой и печалью...
Кого-то ждут... Гремит звонок.
Неспешно отворяя двери,
Гость новый входит на порог:
В своих движениях уверен
И статен; мужественный вид;
Одет совсем как иностранец,
Изысканно; в руке блестит
Высокого цилиндра глянец;
Едва приметно затемнён
Взгляд карих глаз сурово-кроткий;
Наполеоновской бородкой
Рот беспокойный обрамлён;
Большеголовый, темновласый —
Красавец вместе и урод:
Тревожный передёрнут рот
Меланхолической гримасой.
И сонм собравшихся затих...
Два слова, два рукопожатья —
И гость к ребёнку в чёрном платье
Идёт, минуя остальных...
Он смотрит долго и любовно,
И крепко руку жмёт не раз,
И молвит: "Поздравляю вас
С побегом, Соня... Софья Львовна!
Опять — на смертную борьбу!"
И вдруг — без видимой причины —
На этом странно-белом лбу
Легли глубоко две морщины...
Заря погасла. И мужчины
Вливают в чашу ром с вином,
И пламя синим огоньком
Под полной чашей побежало.
Над ней кладут крестом кинжалы.
Вот пламя ширится — и вдруг,
Взбежав над жжёнкой, задрожало
В глазах столпившихся вокруг...
Огонь, борясь с толпою мраков,
Лилово-синий свет бросал,
Старинной песни гайдамаков
Напев согласный зазвучал,
Как будто — свадьба, новоселье,
Как будто — всех не ждёт гроза, -
Такое детское веселье
Зажгло суровые глаза...
|
</> |