Ярославль: вроде приятно, но что-то не то


Два года назад я вернулся очень грустным из Ярославля: вроде столица золотого кольца, вроде под охраной международных организацией, вроде бы давали денег к тысячелетию и ещё много таких вроде, но из города хотелось только уехать. Лишь Красный Перекоп с прекрасными ребятами из Текстиля внушали веру в город и ярославцев.
С тех пор прошло два года, мои принципы стали гибче, я повидал много всякого говна и, кажется, созрел для написания отчёта о городе. Благо за два года толком ничего не поменялось.
Начнём с главного: в Ярославле нужно обязательно сходить в заведения Яна Левина. Ещё настоятельно рекомендую читать его в фб (увы, только там). Товарищ в своих заведениях смог сделать крутой дизайн из разных городских элементов, еда с питьём тоже отличная. В целом, от Ярославля хочется получать те же эмоции, что от посещения этих заведений.

В самом городе интересна практика надзора и контроля за состоянием центра: здесь почти нет застеклённых балконов и кондиционеров на фасадах! Чудо-чудное!

Этот дом уже покрасили и почистили, на видео будет актуальная версия. Но самый главный вывод: даже совершенно простые дома без мишуры на фасаде выглядят очень мило.

Но у центра города есть большой минус: он мёртвый. Многие здания заняты департаментами и прочими административными заведениями, так что после 6 вечера дома и улицы становятся мёртвыми. Если бы вывести чиновников хотя бы с первых этажей зданий, то город получил бы толпы туристов в центре и новые возможности для трудоустройства/отдыха жителей.

Другая приятная особенность Ярославля — граффити. В недавнем посте я попытался раскрыть другую сторону этого явления, рассказать, что это способ связи человек-город-человек.В этом плане Ярославль регулярно общается с гостями и жителями города:

Крайне редко можно встретить хороший и легальный стрит-арт, чиновники и владельцы домов обычно стараются сгладить все углы, поэтому не получается бросить вызов обществу на актуальную тему. Не просто так говорят, что стрит-арт умрёт в тот день, когда он станет легальным.

Тут хорошо видна разница дизайна на восприятии города — даже расклейщики рекламы не трогают искусство, вандаля серый ящик:

На этом плюсы кончаются. Начать с самого банального — весь город утыкали заборами. Поставили даже вдоль парковки — такого требования нет ни в одних ГОСТах, просто поставили, потому что могли. Зато по ним можно определять район: красные — задворки

... чёрные с медведем — центр:

Каждый раз, когда мэр или иные чиновники будут вам рассказывать про нехватку денег, спрашивайте их про цену заборов. Каждая секция, как правило, стоит от 4 000 рублей без установки, так что если у города не хватает денег на ремонт тротуаров, разметку или лавочку — ищите эти деньги на соседних улицах.

К тысячелетию город зачем-то понастроил ужасных поликарбонатных надземных переходов на окраинах, но центр был более-менее доступным. Это явно не давало кому-то покоя:

Старый советский подземный переход был закрыт, сверху была обычная зебра по светофору. Что здесь сделали? Правильно, пустили деньги на ремонт и открыли заново. Было бы интересно посмотреть, как мэр Ярославля спускается здесь на инвалидной коляске. Ярым поклонникам подземелья рекомендую спросить своих дедушек и бабушек о таких забегах для перехода улицы или самим попытаться перейти здесь на костылях. Иными словами, за большие деньги сделали город неудобнее и недружелюбнее для людей же.

Хочется вспомнить недавний инфоповод, когда мэр Нижнего Тагила посадил работников дорожных служб в инвалидные коляски. Результат оказался предсказуем: самостоятельно передвигаться по городу человеку с инвалидностью практически невозможно. Удивительные открытия совершают люди, когда выходят из машины

Ещё тут любят менять серую плитку на красную. Это следующий уровень после ежегодной замены асфальта, но смысл тот же: неожиданно появились деньги, срочно нужно что-то сделать и отчитаться до конца года. В умных городах заранее готовят проекты и ждут финансирование, в глупых сначала ждут денег, а потом в мыле бегают и пытаются сделать хоть что-нибудь. Замена плитки или асфальта хороша тем, что для этого не нужен проект.

Открою секрет: замена одного покрытия на другое погоды жителям не делает, поэтому ни в одном рейтинге комфортных городов нет параметра по кубометрам уложенного асфальта или цвету плитки. Зато критерий доступной среды — есть. Тут у города проблемы не только с подземно-надземными переходами, а просто со сходами:

Ещё города сравнивают по качеству общественного транспорта. Не по быстроте проезда на машине или бесплатным парковкам — именно по общественному транспорту. Это может вас шокировать, но город из асфальта и парковки неудобен для большинства жителей, даже если вы сами ездите на машине каждый день. Тут довольно простой путь спровоцированного спроса и деградации городской среды: убираем трамвай, переходы или зелень ради асфальта, улица становится некомфортна для пассажиров общественного транспорта и пешеходов, люди сбегают в автомобили, и вместо небольшой пробки получается город-пробка. Я прекрасно понимаю, как удобно выйти из квартиры, сесть в машину и быстро доехать до нужного места в тепле и комфорте, но когда так начинают делать все, случается пробка и все плюсы убиваются. Поэтому ни один город мира не смог победить пробки развязками, широкими дорогами или подземными переходами.

Путь асфальта для машин так или иначе приводит к вымиранию по типу Детройта. Поэтому успешные города всего мира вкладывают деньги и силы в общественный транспорт и удобные пространства для жителей. Если вы расскажете в Берлине, Нью-Йорке, Лондоне или Париже о выпиленном несколько лет назад трамвае в центре Ярославля, это воспримут очень плохой шуткой. Когда-то Ярославль был трамвайным городом, он легко мог быть не хуже Карлсруя, Пельзня или Базеля:

... но тут с помпой заменили трамвай маршрутками, а на месте депо построили торговый центр:

Хотя бы на окраине города сохранили хозяйство — это даёт небольшую надежду на ренессанс.

У нас массово не понимают роль общественного транспорта в городе. Никому не нужно объяснять необходимость водопровода или канализации, но вот общественный транспорт вызывает синий экран смерти. В лучшем случае начинается сказка про деньги и усталость инфраструктуры, а раз в несколько лет закупают несколько новых автобусов. Открою секрет: общественный транспорт должен конкурировать за пассажира, для этого нужна долгая и сложная административная работа, а вовсе не закупка новой техники. У нас же во всех городах идёт падение числа пассажиров: деньги какие-то вкладывают, но новые трамваи ездят по убитым путям, новые автобусы с успехом встают в пробки или ездят раз в час по улицам без остановок и так далее. Это не работа над развитием, это имитация бурной деятельности с бессмысленными тратами.

При ужасном качестве сервиса, цена проезда в Ярославле сейчас 27 рублей, и её хотят ещё поднять. Пассажиры сбегают из транспорта, но вместо системного решения проблемы идёт банальное подбивание прихода и ухода. Просто представьте, если бы каждая новая модель Айфона была хуже прежней, но цена бы росла — примерно такой процесс идёт в Ярославле.

Я уже слышу, как пресс-служба мэрии готовит ответочку «зато мы меняем остановки!» Ну да, иметь подобное в туристическом центре — апогей зашквара:

Но можно было хотя бы загуглить «как сделать хорошую остановку», потому что новые остановки с огромными дырками и прозрачной крышей — она не защищает от дождя, ветра и солнца. К тому же с обеих сторон вставили рекламу, прибывающие автобусы просто не видно. Про навигацию я вообще молчу: неместные никогда не узнают, куда и как они смогут уехать с остановки, разве что догадаются спросить бабушек.

Для сравнения, вот такие остановки от Нормана Фостера ставят по всему миру рекламные агентства и сами же их обслуживают. Даже в России их ставят, но в Ярославле решили придумать велосипед.

Ситуацию с общественным транспортом, городской средой и Ярославлем в целом можно сравнить с победителями лотерей: в новостях часто идут новости о рекордных выигрышах, как люди радуются и так далее, но мало кто показывает последствия, когда люди пробухивают деньги, покупают дорогие машины и заводят свиту, а потом становятся банкротами или умирают от передоза. Оказывается, деньгами нужно уметь распоряжаться, вкладывать их с умом, чтобы они приносили новые деньги.Наши же города чаще всего именно победители-неудачники.. Это хорошо можно заметить по однолетним цветочкам: они — всегда сигнал о том, что в городе не умеют считать деньги, ведь в разы выгоднее высадить многолетние растения.

Поделиться записью:
Посты по теме:
Мои путешествия

|
</> |