ЯБЕДА-БЕДА
putnik1 — 08.01.2013

Дорогой Сергей Сибиряков ака shorec спрашивает: не тема ли это для ликбеза?
Думаю, нет, ибо все слишком на виду.
Опять же и уважаемый silverlisard абсолютно прав.
Но некоторые пояснения, - со ссылками на простейшее, - лишними все же не будут.
Начнем, пожалуй, с первой классической демократии.
В Афинской Архэ эпохи расцвета сикофантов, сиречь, профессиональнных и потомственных доносчиков, мастеров клеветы и оговора, было столько, что само наличие их в какой-то момент начало угрожать безопасности государства, которое, однако, - вспомним хотя бы процесс Сократа, - ничего с этим не могло поделать.
В демократическом Риме ремесло политического делатория вообще стало уважаемым и высокодоходным трудом, которым не брезговали даже самые высоколобые интеллектуалы. хотя подчас и довольно опасным, поскольку умные цезари типа Траяна или Константина иногда эту плесень чистили.
Зато в Европе эпохи Возрождения и позже уже даже и не чистили, а совсем наоборот.
Доносчики-доброхоты цвели и пахли в люто монархической Испании, и в республиканской Венеции, и в разношерстной Германии (чего стоят одни ведовские процессы), и в парламентарной Англии, где донос вообще из ремесла превратился в искусство, причем из среды обычных доносчиков выделилась элита, профессиональные лжесвидетели.
А в прекрасной Франции было в 1791-м оформлено понятие dé lation civique (гражданском доносе), то есть, доносе как "высшей обязанности гражданина перед Отечеством", - и эта юридическая новелла, в паре с "Законом о подозрительных" нарезавшая под 30 тысяч голов только в Париже, по сей день и безо всяких изменений украшает собою французское право.
Что касается России, то в традиционном русском праве доносы признавались, но, оказавшись ложными, вообще могли плохо кончится для клеветника. В Судебнике 1497 года «ябедничество» является преступлением, упоминается в одном ряду с такими «лихими делами» как «татьба», «разбой», «душегубство» и подлежит тому же наказанию
Позже, правда, уже после Смуты, отголоски которой не стихали очень долго, в юридическую практику вошло понятие "Слово и дело", обязывающее подданных доносить об известных им "великих государевых делах" (заговорах против гражданского мира), но и тогда власти делали все, чтобы ограничить возможные злоупотребления, - что, кстати, нашло отражение и в поговорке "Доносчику первый кнут". Больше того, в отличие от Европы, где доносы приветствовались без оговорок, в России круг лиц, от которых "ябеды" принимались был очень серьезно ограничен.
И наконец, - опять-таки, в отличие от Европы, - доносчикам в России не полагалось вознаграждение.
Правда, в 1711-м, учредив Фискальное ведомоство, Петр Алексеевич взял за основу силезский закон 1705 года, по которому доносчик получал не меньше трети суммы, назначенной судом в качестве штрафа тому, на кого он донёс, - но работа петровских фискалов (не доброхотов, что важно, а государственных чиновников) заключалась в том, чтобы следить за тем, не учинялся ли где-либо неправый суд, не совершалось ли незаконного «в сборе казны и прочего». То есть, в расследовании коррупционных схем и обуздании клептократии. Очень, между прочим, жесткими методами, - и есть ощущение, что именно в связи с этим г-жа Прохорова так недовольна Петром Алексеевичем.
|
|
</> |
Важное значение образования для развития инклюзивного спорта
45 лет альбому Dire Straits "Making Movies"
Что будет после остановки войны, как хочет Трамп, по линии фронта?
Ошеломительные
Непрошенные гости
Зинаида Гиппиус
Балет "Лебединое озеро" никогда не показывали в день смерти генсека СССР или в
Питер, октябрь-2025. Практическое и оглавление
Номер 13. Попытка номер 4

