Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
pamsik — 10.05.2011Из
рассказа
«Вязьма – Город со
Сказкой»
Знаете, как выглядит церковь Одигитрии
Смоленской?
По сахарному, по снежному – белоснежная.
Фигурный зефир и шапка взбитых сливок.
А наверху, в празднично-прянично-нарядных кружевных манжетах,
сужающиеся к небу, кончики-«шатры» и луковички-«свечки» (луковицы
православных храмов сравнивают с пламенем
свечи).
В Вязьме мы первым делом едем в
Иоанно-Предтеченский монастырь (пересекли Советскую
площадь, проехали через Монахов пруд по мостику, затем направо по
указателю). Паркуемся, проходим через монастырские ворота в
розовой стене на территорию.
Мы много слышали и я мечтала увидеть своими глазами церковь
Одигитрии Смоленской, которую называют «жемчужиной» и «белоснежной
сказкой». Зашли и … О нет!!! Вся церковь спрятана
под реставрационными строительными лесами! Умом я понимаю
необходимость и важность поновления церкви, но
сердцем….
Но я смотрю на неё и вижу!, буквально вижу её так, как
будто бы никаких лесов и нет. Ведь я столько раз
внимательно разглядывала этот храм-«сказку» на фото. Потом в
монастырской лавке я накупила ещё много разных фотографий
этой церкви. Снимки делают сами сестры и продают как открытки – и
на них церковь схвачена фотообъективом в самые разные времена года
и погодные условия. Я в основном выбирал фото храма с
радугами (есть у меня к ним давняя любовь).
Знаете, как выглядит церковь Одигитрии
Смоленской?
По сахарному, по снежному – белоснежная.
Фигурный зефир и шапка взбитых сливок.
А наверху, в празднично-прянично-нарядных кружевных манжетах,
сужающиеся к небу, кончики-«шатры» и луковички-«свечки» (луковицы
православных храмов сравнивают с пламенем
свечи).
Автор, архитектор – неизвестен (возможно, Фёдор
Конь). Предположительное время строительства -
~1637. Архитектурные особенности:
декоративная система – «узорочье 17 века», и новый композиционный
приём – «трехшатровое завершение», выстроенное в один ряд.
Детали кладки храма имеют 16 (!) размеров и
конфигураций. Использовался также кирпич 3-х
цветов (в фигурной кладке, она не всегда была белая).
Внутри церкви – необыкновенная акустика-«звучание», благодаря
специально встроенным «голосникам»-кувшинам.
Шатровые церкви – большая редкость, их сегодня можно пересчитать по
пальцам: Дивная церковь (Углич), церковь Зосимы и
Савватия (Троице-Сергиева Лавра), Покровская церковь
(Москва, Медведково, усадьба Пожарского), церковь в Духовском
монастыре (Рязань) и церковь Рождества Богородицы в
Путинках (Москва).
Сам монастырь, был основан ~ в 1536 году старцем Герасимом
Болдинским, именно в этот год он пришёл сюда в Вязьму,
выбрал место и поставил здесь келью. В 1612 –
деревянный монастырь жгут, грабят и убивают монахов литовцы
(литовский гетман Ходкевич). В 1635-1638 – на
пожертвования царя Михаила Романова и его дяди боярина Ивана
Романова возводится каменная церковь Одигитрии Смоленской и
деревянная Вознесения Господня. В 1655 - царь
Алексей Михайлович Тишайший (отец Петра I), долгое время гостивший
в Вязьме, пережидая здесь московскую чуму, тоже облагодетельствовал
эту обитель своими финансовыми милостями. При Петре I – в монастыре
была устроена лечебная палата. При Анне Иоанновне – в этих стенах
действовала Крутицкая семинария (переведённая потом в Москву). При
Екатерине II – отобраны земли. В 1812 – каменный
монастырь жгут грабят французы. В 1930 – здесь
всё, с таким трудом восстановленное, порушили строители коммунизма
и устроили спичечную фабрику. В Великую Отечественную Войну до
1943 – здесь хозяйничали немцы, а наши аккурат
после освобождения города устроили в монастыре пивоваренный завод.
Потом здесь склады, мастерские для слепых, архив. Московская
Олимпиада в 1980, как это ни странно звучит -
этапный поворот для монастыря. Власти встрепенулись и чтобы не
испугать олимпийских гостей видами монастырских развалин, срочно
вызвали реставраторов. В 1989 – монастырь, Слава
Богу, обрёл свой исторический облик. В этом же году – монастырь
вернули Церкви и он стал сначала Иоанно-Предтеченской мужской
обителью, а потом в 1995 – женской. В
2003 – монастырю Урал (Усть-Каменск) отлил и
подарил колокола для звонницы.
Я читала, что монахини этого монастыря отличаются редкой
приветливостью. Подтверждаю. Мало того, что никто на вас
не обращает внимания, так ни одному туристу из толпы бегающих
вокруг церкви по монастырскому саду-огороду – заслуженного слова
упрёка никто не скажет.
Место, на котором расположен монастырь – необыкновенно
приятное и уютное. Не мы одни замечаем это его качество.
Здесь «божья благодать» - очень тихо, очень спокойно, не
хочется уходить. В таком умиротворяющем настроении мы
долго сидели в монастырской беседке в молодом яблочном садике –
через ветки с наливающимися яблочками рассматривали церковь
Одигитрии (виднеющиеся кусочки ярусных мелких кокошников-«взбитых
сливок» из-под лесов). Монахини вокруг трудились как
пчелки.
Потом мы зашли в Вознесенскую надвратную церковь
по высоким ступенькам.
Внутри – опять те же ощущения, что и на улице. «Божья
благодать». Очень тихо, очень спокойно, не хочется
уходить. В церкви хранятся святыни:
– Крест-мощевик с частицами мощей Иоанна Крестителя (справа перед
алтарем у окна);
- чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии (по-моему,
слева перед алтарём);
- мощи святого Герасима Болдинского (справа деревянная резная рака
под сенью);
- на этой деревянной раке-ларце лежит небольшой деревянный крест в
серебряных крестиках-звездочках которого - мощи святых Оптинских
Старцев, а в сине-голубом крестике-звездочке – мощи святого
Ферапонта Белозерского и Можайского;
- рядом справа от креста – частицы мощей Вифлеемских младенцев,
убиенных Иродом; рядом слева от деревянного креста – камень с Гроба
Господня; и чуть подальше тоже слева – частицы мощей святых
Феодосия и Лаврентия Черниговских;
- две высокие иконы святого Герасима Болдинского и святителя
Питирима, епископа Тамбовского (вязьмич, игумен монастыря,
основатель 168 храмов, особо почитаемый святой и чудотворец в
Вязьме и Тамбове), перед которыми стоят два ковчежца с частицами их
мощей (слева);
- а также чтимая икона Усекновения головы Иоанна Предтечи.
В церковной лавке обслуживают долго – по причине того, что
монахиня за прилавком внимательно выслушивала каждого человека,
доброжелательно разговаривала, что-то советовала – честно
говоря, это очень, очень располагает.
Удивительно, на обратном пути из Смоленска в Москву, мы опять
заехали в Вязьму на обеденную остановку, и я упросила мужа заехать
ещё раз «хотя бы на 10 минут» в монастырь. Просто тянуло
туда. «Чуйка»-интуиция меня не подвела – монастырь готовился к
празднику Троицы. Высокие ступеньки в тереме-входе
в Вознесенскую церковь монахини бережно и плотно устилали длинными
острыми листьями болотного аира, а в самой церкви – мы ахнули! На
полу был выложен необыкновенно красивый рисунок: на общем фоне
ярко-зелёной травы и тёмно-зеленого аира выделялся крест из синих
люпинов и белых брошек-соцветий калины (?). В церкви
находился профессиональный фотограф с треногой и делал снимки.
Здесь в монастыре я купила крохотную чашечку для святой
воды. В центре территории перед церковью Одигитрии есть
деревянный колодец с ведром на
цепочке.
При монастыре сейчас есть подсобное хозяйство: 2 коровы, куры,
огород, заложен фруктовый сад. Есть и швейная мастерская (изделия
сестёр можно купить на православных
ярмарках, которые часто проходят в
Москве).
А церковь Одигитрии Смоленской я бы назвала не просто «сказкой», а
«дивным сказочным цветком», распустившимся здесь на вяземской
земле.
Рассказ
«Вязьма – Город со
Сказкой»