Вступление перед прогулкой по Дангауэровке

топ 100 блогов lemming80906.04.2023 Прежде чем отправиться на прогулку по Дангуэровке обратим внимание на несколько интересных домов-сталинок вдоль шоссе Энтузиастов.
Восьмиэтажный жилой дом № 13 (во время строительства он носил № 111).
Композиционная схема проста: два мощных ризалита соединяются центральной вставкой, более низкой и проще отделанной. В ней находится двухпролетный проезд во двор. Видимо, архитектор В. Б. Орлов изначально замышлял свое детище во вполне конструктивистском духе, но времена менялись, и на фасаде осуществленного здания заметны усилия зодчего хотя бы чуть-чуть смягчить изначальную жесткость и холодность.
Вспоминаю гастроном (отделы по обе стороны арки) и кинотеатр "Факел"
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Какое-то подобие руста на первом этаже, обработка наличниками центрального проезда во двор, странные вертикальные тяги, объединяющие окна трех этажей… Предпринятые на ходу усилия особым успехом не увенчались, декоративные детали фасада не сложились в стройную систему, отчего дом, утратив свойственную конструктивизму строгость, приобрел несколько наивную приукрашенность.
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Жилой дом № 13 по шоссе Энтузиастов. Архитектор В. Б. Орлов. 1935 г.
Общая площадь:7872 м2
Класс энергоэффективности:E
Географические координаты:
Ш: 55.75163 Д: 37.71521
Год постройки:1937
Жилая площадь:5885 м2
Нежилая площадь:1951 м2
Дом № 13 (так называемый корпус А) стал одним из первых элементов архитектурного ансамбля, создаваемого на пересечении шоссе Энтузиастов и Центрального проезда Дангауэровской слободы (позже ставшего частью Авиамоторной улицы).
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Рядом с домом 13 в 1957 был пристроен д.15/16 стиль сталинский ампир
Общая площадь:8642 м2
Класс энергоэффективности:A
Географические координаты:
Ш: 55.75187 Д: 37.71594
Год постройки:1957
Жилая площадь:6812 м2
Нежилая площадь:1835 м2
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
До начала войны были завершены также корпуса Б (ныне Авиамоторная улица, № 16), В (шоссе Энтузиастов, № 24/43), Г (шоссе Энтузиастов, № 20). Самым скромным в этом ряду выглядит пятиэтажный корпус Б, выстроенный в 1933–1935 годах по проекту того же В. Б. Орлова и С. Н. Бобылева. Первоначально аскетически примитивный фасад дома архитекторы сумели оживить с помощью простых декоративных деталей. Их работа может рассматриваться в качестве образца перехода от ортодоксального конструктивизма к постконструктивизму.
К этому времени проезд Дангауэровской слободы стал частью Авиамоторной улицы. Это название объясняется тем, что близ ее начала, на 1-й Синичкиной улице, на рубеже 30-х годов планировалось строительство Центрального института авиационного моторостроения
Корпуса А и Б, близкие по своему архитектурному решению и имеющие общего автора, неплохо согласовывались и по первоначальному замыслу должны были стать элементами одного крупного сооружения. Дело в том, что корпус А изначально проектировался более длинным – три ризалита соединялись двумя вставками. То, что сейчас является правой частью дома, должно было стать его центром. Но реализации проекта в полном объеме что-то помешало, вероятнее всего, на месте правого фланга оказалась более или менее капитальная постройка, со сносом которой решили повременить. После войны, когда вновь обратились к застройке шоссе Энтузиастов, прежние проекты были забыты.
В результате вместо завершения ансамбля на левой стороне шоссе между корпусами А и Б, на самом углу Авиамоторной улицы, в 1950 году началось строительство более крупного сооружения – жилого дома № 15/16 (ранее он числился под № 113) с кинотеатром «Пламя» на первом этаже. Авторы проекта – архитекторы И. Л. Маркузе и Ю. Р. Рабаев, инженеры А. А. Румянцев и В. Д. Янин – решили фасад мощной одиннадцатиэтажной пластины подчеркнуть вертикальными членениями, вступающими в резкое противоречие со спокойными горизонталями своих соседей. Вдобавок к основному корпусу примкнула еще более высокая угловая тринадцатиэтажная башня. Из-за своей небольшой ширины (всего четыре оси по фасаду) она выглядит непропорционально тощей и неустойчивой. Проектируя новый дом, его авторы демонстративно не посчитались с окружением, и их творение (само по себе довольно эффектное) плохо вписалось в складывавшийся ансамбль.
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Проект жилого дома завода. Главный фасад. Архитектор В. Б. Орлов. 1935 г.
Значительно однороднее выглядит застройка противоположной, южной стороны. Ее главным элементом является корпус Г – жилой дом под нынешним № 20 (а под старым 104–112).
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
История последнего берет свое начало еще с 1934 года, когда в 5-й мастерской Моссовета архитекторы М. Г. Виссинг, А. И. Милютин, М. М. Липкин запроектировали вдоль шоссе два жилых квартала для инженерно-технических работников предприятий «Электродный завод», «Нефтегаз», «Синтетический каучук». В полном объеме широкий замысел осуществления не получил, однако в 1937–1939 годах по проекту того же М. Г. Виссинга в сотрудничестве с А. Н. Федоровым и И. Г. Буровым был выстроен девятиэтажный дом. В его восьми секциях располагалось более ста прекрасных квартир, в которых поселились инженеры и рабочие окрестных предприятий, в основном завода «Радиоприбор». В отделке фасадов зодчие применили мотивы классической архитектуры – пилястры на верхних этажах, балюстрады балконов, карниз большого выноса. В результате дом приобрел достойную представительность и стал архитектурной доминантой района, отмечая одновременно пересечение шоссе и Авиамоторной улицы.
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Общая площадь:12758 м2
Класс энергоэффективности:A
Географические координаты:
Ш: 55.7509 Д: 37.71577
Год постройки:1938
Жилая площадь:8450 м2
Нежилая площадь:4250 м
По другую сторону улицы одновременно появился еще один гигант жилищного строительства того времени – девятиэтажный корпус В – дом № 24/43 (старый № 108–114) по шоссе Энтузиастов.
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Первый проект дома, предназначавшегося для работников расположенной неподалеку Сталинской ТЭЦ, выполнили архитекторы Ф. И. Михайловский и А. А. Ульбрих из 10-й архитектурно-проектной мастерской. Однако решенный в духе скромного постконструктивизма проект не соответствовал изменившейся архитектурной моде. Его отвергли, заказав новый архитекторам И. И. Комарову и Ф. Н. Крестину. Им повезло больше. В 1938–1939 годах дом был выстроен и сдан в эксплуатацию.
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Проект жилого дома рабочих СТЭЦ в Москве. Перспектива. Архитекторы Ф. И. Михайловский, А. А. Ульбрих. 1934 г.
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
После войны рядом с ним решили поставить еще более крупное сооружение – жилой дом завода «Фрезер» (№ 26). Огромное Г-образное в плане здание высотой в десять этажей с двенадцатиэтажными угловыми башенками было выстроено по проекту архитекторов В. В. Калинина, В. Сергеева, инженера И. А. Авдея. Начатое в 1951 году грандиозное строительство было завершено лишь в 1956 году.
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Вступление перед прогулкой по Дангауэровке
Фасады домов № 20, 24, 26 скрывают, пожалуй, самый интересный архитектурный ансамбль в окрестностях шоссе. Это жилой массив Дангауэровка, или, как его называли в то время, Новые дома. Среди своих ровесников – других районов массовой застройки 20-х – начала 30-х годов, застраивавшихся по преимуществу типовыми домами, – он выделяется разнообразием составляющих его зданий.
Даунгауэровская слобода возникла в 1869 году, когда немецкие коммерсанты Генрих Карл (Андрей Карлович) Дангауэр и Христиан Вильгельм (Василий Васильевич) Кайзер выкупили здесь землю для размещения мощностей котельно-литейного «Товарищества Дангауэра и Кайзера». После революции 1917 года завод был переименован в «Котлоаппарат», а с 1931-го носит название «Компрессор».
На этом заводе в годы войны работала моя прабабушка.
Именно от нее в раннем детстве я узнала про Новые дома и "Американку".Они с бабушкой,которая была тогда маленькой девочкой ,видели как строились эти самые "Новые дома".
В этот период слобода включала в себя около 20 рабочих посёлков, а вся местность получила название Дангауэровская слободка, или просто Дангауэровка. В XIX веке Дангауэровка представляла собой неблагоустроенную окраину Москвы с простыми строениями без водопровода, мостовых и освещения. Слева от Дангауэровской слободы проходил Владимирский тракт — кандальная Владимирка, по которому ссыльных вели на каторгу из Москвы в Сибирь. Сейчас на его основе выстроена федеральная трасса М-7, а часть Владимировского тракта в пределах Дангауэровки в 1919 году по инициативе Анатолия Луначарского переименована в шоссе Энтузиастов
Скорее всего свои прогулки по Дангауэровке оформлю позже,систематизирую новые впечатления и детские воспоминания...
Архивные фото с pastvu

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Доллар по 80? Евро по 94? Не беда! Макроэкономическая стабильность - да, да, да! И вообще, "в нашей стране абсолютное подавляющее большинство наших сограждан получают свои доходы именно в рублях". Приблизительно так читается ответ пресс-секретаря президента Пескова на вопрос о ...
Русский музей - фасад со стороны площади Искусств Фото: Дмитрий Казаков Государственный Русский музей (по 1917 год "Русский Музей Императора Александра III") — крупнейшее собрание российского искусства в мире. Находится в центральной части Санкт-Петербурга. Современный Русский ...
Оригинал взят у amp_amp в Летописный наждачок Небольшой летописный наждачок из Новгородской летописи: Временникъ, еже есть нарицается летописание князеи и земля Руския, и како избра богъ страну нашу на последнее время, и грады почаша бывати по местом, преже Новгородчкая в ...
Зимние сборы закончились и уже совсем скоро стартует украинская Премьер-Лига! ...
28 апреля в Китае появился в продаже электросамокат Lenovo M2 . Вполне возможно, что этим летом он станет популярным. В Китае Lenovo M2 стоит 1999 юаней (~20 600 рублей). Внешне он похож на популярный самокат Xiaomi Mija M365, но это совсем другой самокат. Основные ...