Встреча с Дедом Хасаном
golos_ameriki — 20.09.2010Если набрать в Гугле или Яндексе слово «Дед», то первым (то есть наиболее часто запрашиваемым) предлагаемым вариантом поиска окажется «Дед Хасан», опережающий Деда Мороза, Деда Мазая, деда Пихто и дедовщину. В статье о езидах, опубликованной в русскоязычной Википедии, Дед Хасан числится среди трех десятков известных представителей этого народа (или религиозной группы) – в одном ряду с историческими персонажами, жившими сотни лет назад.
О Деде Хасане я впервые узнал на заре перестройки, когда журнал «Огонек» опубликовал статью о «черном арбитраже» – то есть о том, что советские кооператоры и директора обращаются за справедливым судом и помощью не к государственным правоохранительным и судебным органам, а к авторитетам преступного мира. В числе этих авторитетов был назван и Дед Хасан (в скобочках стояло настоящее имя – Аслан Усоян), и была помещена его фотография.
Много лет спустя я – в ту пору журналист серьезной деловой газеты – делал серию интервью с почтенными коммерсантами, которых почему-то считали лидерами организованной преступности. Договориться с ними о беседе было немногим проще, чем побеседовать с Ким Чен Иром. С этими людьми (часть их уже отбыла в лучший мир) я разговаривал о бизнесе и политике, а также об укреплении общественной морали и нравственности – как оказалось, оскудение нравов современного российского общества их серьезно беспокоило.
Одно из этих интервью я записал в ресторане кавказской кухни. Любезный ньюсмейкер согласился встретиться в этом кулинарном оазисе в 11 часов вечера. Мы мирно общались, сидя за столиком. Нас окружали «шкафообразные» друзья бизнесмена, которые перед началом беседы внимательно изучили содержимое моих карманов и сумки. Запись была закончена, я выключил диктофон, авторитетный бизнесмен расслабился, глотнул вина и начал off the record рассказывать о любимых марках внедорожников. Внезапно один из его друзей заметил какое-то движение в дверях ресторана, явно заволновался и прошептал: «Хасан приехал».
Бизнесмен немедленно забыл обо мне и двинулся навстречу коренастому мужчине в темном костюме. Я вспомнил старую фотографию из «Огонька» и узнал Деда Хасана. Мне и раньше рассказывали, что он появился в моем городе, но встретить его мне не удавалось. Вот такая журналистская удача…
Чуть позже мне удалось подойти к Деду Хасану и попросить его об интервью. Хасан был крайне вежлив: он как-то грустно ответил, что давно ушел на покой, никаким бизнесом не занимается и поэтому наша беседа не имеет смысла. Мне даже не удалось выклянчить у него визитку и номер телефона. Дед Хасан благожелательно сказал, что мобилы у него никогда не было, как и визиток, а живет он у разных друзей. После этого меня попросили покинуть помещение, что я немедленно и сделал.
Потом я по мере возможностей следил за информацией об этом «криминальном авторитете» и пытался наводить о нем справки. Много говорили и писали о том, что Хасан имел репутацию честного «разводящего» – то есть он якобы успешно разрешал споры криминальных лидеров. В моем городе существует небольшая община езидов – как оказалось, Дед Хасан щедро помогал ей. Среди его друзей называли некоторых высокопоставленных чиновников. Бродили слухи, что он то ли снабжал оружием курдских инсургентов на Ближнем Востоке, то ли в Украине помогал организовывать сопротивление «Оранжевой революции», что в Грузии он якобы поддерживал оппозицию, выступающую против Михаила Саакашвили. Про убийства и «посадки» его многочисленных врагов тоже писали.
И вот опять новостные разделы российских СМИ пестрят именем «криминального дедушки». Мне даже подумалось, что окажись сегодня в Москве настоящий Дед Мороз, этому было бы уделено намного меньше внимания. Потому что Дедов Морозов много, а Дед Хасан – один. Страшно представить, что было бы, если бы «дедов хасанов» было много…
|
</> |