«Вспоминая Великую Отечественную»

топ 100 блогов bogachkova1957 — 28.03.2025

К 80-летию Дня Победы в ВОВ в Москве открываются юбилейные выставки. В Государственном музее Востока выставка «Вспоминая Великую Отечественную…» из более 100 произведений признанных мастеров отечественного искусства, которые были созданы и экспонировались в военные годы на Кавказе и в Средней Азии.

«Вспоминая Великую Отечественную»

А идти на эту выставку нужно хотя бы ради картин Павла Бенькова. Когда в 1930 году Павел Беньков окончательно переехал из Казани в Самарканд, то новые темы, свет и краски Востока потребовали нового художественного воплощения. Заметно изменился живописный почерк художника, ярче стали проявляться его импрессионистические интонации.

Павел Беньков. Портрет ударника. 1940. Холст, масло. Музей Востока.
Павел Беньков. Портрет ударника. 1940. Холст, масло. Музей Востока.

На Востоке Беньков часто пишет картины на темы, традиционные для социалистического реализма: новый социалистический быт, образ советского трудящегося человека, строителя новой жизни. В белой чалме, седобородый, с живыми и умными глазами, пожилой колхозник изображён в момент, когда он, закончив свою работу, привычным движением закидывает тяжёлый кетмень на плечо. Фигура ударника больше натуральной величины, что придаёт образу весомость и монументальность.

Павел Беньков. Дворик осенью. 1944. Холст, масло.
Павел Беньков. Дворик осенью. 1944. Холст, масло.

Пейзажи военных годов полны ясной гармонии, тишины и элегического покоя. В изображении природы главными становятся два мотива – весна и осень, расцвет и угасание.

Павел Беньков. Весна. 1943. Холст, масло.
Павел Беньков. Весна. 1943. Холст, масло.
Павел Беньков. Дворик. 1944. Холст, масло.
Павел Беньков. Дворик. 1944. Холст, масло.
Павел Беньков. Чайхана у хауза. 1940-1941. Холст, масло.
Павел Беньков. Чайхана у хауза. 1940-1941. Холст, масло.

Через состояние природы, настроение людей, изменения, внесённые войной в привычные будни города, художник выражает своё душевное волнение, откликается на происходящие события. Художник говорил: «Хочу заставить и пейзаж работать на войну, пейзажем помогать борьбе с фашистами».

Павел Беньков. Подруги. Письмо с фронта. 1945. Холст, масло.
Павел Беньков. Подруги. Письмо с фронта. 1945. Холст, масло.
Павел Беньков. Чайхана на Регистане. 1944. Холст, масло.
Павел Беньков. Чайхана на Регистане. 1944. Холст, масло.

Ученица Бенькова ещё по Казани Зинаида Ковалевская (1902-1979) в Самарканде работала на кафедре этнографии Узбекского Государственного научно-исследовательского института. В своих живописных работах полностью следовала за своим учителем Павлом Беньковым.

Зинаида Ковалевская. Самаркандский дворик. - Мечеть у хауза. Обе: 1945. Холст, масло.
Зинаида Ковалевская. Самаркандский дворик. - Мечеть у хауза. Обе: 1945. Холст, масло.

В военные годы на глазах Александра Волкова (1896-1957) разрушался горячо любимый им мир Востока, который он со всей страстью воссоздавал на рубеже 1910-1920-х годов. Будучи обвинённым в формализме, лишённый работы, а значит и средств существования, он дал приют эвакуированным в своей маленькой «мастерской». На представленной на выставке работе художника в клубах пыли, пронизанной вечерним солнцем, проносится караван, словно мираж, словно тень далёких времён, мимо развалин тимуридской мечети.

Александр Волков. Развалины Биби Ханым (Последний караван). 1944. Фанера, масло.
Александр Волков. Развалины Биби Ханым (Последний караван). 1944. Фанера, масло.

Мартирос Сарьян (1880-1972) на протяжении всей жизни писал цветы: ликующие, лирические, узнаваемые и не очень… На приведённом натюрморте – поникшие цветы, и задаёшься вопросом, какая беспощадная сила погнула стебли, смяла листья, перемешала всё это цветочное великолепие? Ответ прост – дата написания 1941 год.

Мартирос Сарьян. Цветы. 1941. Холст, масло.
Мартирос Сарьян. Цветы. 1941. Холст, масло.
Мартирос Сарьян. Плоды и овощи. 1942. Холст, масло.
Мартирос Сарьян. Плоды и овощи. 1942. Холст, масло.
Мартирос Сарьян. Долина Арарата. 1945. Холст, масло.
Мартирос Сарьян. Долина Арарата. 1945. Холст, масло.
Мартирос Сарьян. Улочка в Ереване. 1945. Холст, масло.
Мартирос Сарьян. Улочка в Ереване. 1945. Холст, масло.

Ученица блистательных мастеров отечественной живописи Надежды Удальцовой, Константина Истомина, Кузьмы Петрова-Водкина Мариам Асламазян (1907-2006) во время блокады Ленинграда лишилась большей части своих ранних работ. Но это не убило в ней радости бытия, энергии света.

Мариам Асламазян. Тыквы на шерстяном пледе. 1944. Холст, масло.
Мариам Асламазян. Тыквы на шерстяном пледе. 1944. Холст, масло.

В военные годы, будучи арестованным и сосланным в Магадан, Василий Шухаев (1887-1973) вообще на занимался живописью. Освобождён художник был 29 апреля 1945 года. Представленный натюрморт написан, когда Шухаев, уже будучи формально свободным, мог ходить на прогулки в окрестностях Магадана. Скромные колымские цветы написаны с какой-то особой нежностью - это было возвращение к жизни, к цвету, к привычной работе красками.

Василий Шухаев. Северные цветы. 1945. Холст, масло.
Василий Шухаев. Северные цветы. 1945. Холст, масло.
Константин Хуцишвили. Фазаны. 1945. Холст, масло.
Константин Хуцишвили. Фазаны. 1945. Холст, масло.
Габриэл Гюрджан. Весна в Микояне. 1945. Холст, масло.
Габриэл Гюрджан. Весна в Микояне. 1945. Холст, масло.

Роберт Фальк (1890-1958) оказался в эвакуации в Самарканде осенью 1941 года, где читал лекции по искусству. Жизненные трагедии – уход сына добровольцем на фронт, затем смерть сына от ран в 1943 году – не способствовали творческой работе. Порой Фальк приходил в отчаяние: «Я учу голодных студентов. К чему? Кому это нужно? Разве живопись нужна сейчас?». Но потребность в творчестве оказалась сильнее.

Роберт Фальк. Картошка. 1942-1943. Бумага, акварель, гуашь, белила.
Роберт Фальк. Картошка. 1942-1943. Бумага, акварель, гуашь, белила.
Роберт Фальк. При коптилке. Женщина с пиалой (Портрет жены). 1943. Бумага, акварель, гуашь, белила, перо, тушь.
Роберт Фальк. При коптилке. Женщина с пиалой (Портрет жены). 1943. Бумага, акварель, гуашь, белила, перо, тушь.

Владимир Фаворский (1886-1964) уехал в Самарканд вместе со студентами Московского художественного института осенью 1941 года. Здесь в эвакуации художник освоил новую для себя технику линогравюры, мастерски применяя ритмичные чередования черных и белых полос и пятен.

Владимир Фаворский. Арба. Из серии «Самарканд». 1944. Бумага, линогравюра.
Владимир Фаворский. Арба. Из серии «Самарканд». 1944. Бумага, линогравюра.
Владимир Фаворский. Верблюжий базар. Из серии «Самарканд». 1944. Бумага, линогравюра.
Владимир Фаворский. Верблюжий базар. Из серии «Самарканд». 1944. Бумага, линогравюра.

А графические работы Амшея Нюренберга (1887-1979), выполненные в эвакуации – эмоционально окрашенная хроника. Ташкент на его рисунках предстаёт печальным, неказистым, с кривыми улочками, разъезженными колеями. Более двухсот тысяч детей-сирот приютил Узбекистан, поэтому на рисунках художника примета военного времени – детские сады.

Амшей Нюренберг. Ташкент. 1941. Бумага, акварель, карандаш.
Амшей Нюренберг. Ташкент. 1941. Бумага, акварель, карандаш.
Амшей Нюренберг. Лунная ночь в Ташкенте. Начало 1940-х. Бумага, акварель, белила.
Амшей Нюренберг. Лунная ночь в Ташкенте. Начало 1940-х. Бумага, акварель, белила.
Амшей Нюренберг. Ташкентская улица. 1941. Бумага, акварель, карандаш.
Амшей Нюренберг. Ташкентская улица. 1941. Бумага, акварель, карандаш.
Амшей Нюренберг. Ранняя весна. Детские ясли. 1942. Бумага, акварель, карандаш, пастель.
Амшей Нюренберг. Ранняя весна. Детские ясли. 1942. Бумага, акварель, карандаш, пастель.

Созданные Мартиросом Сарьяном пейзажи родной земли и натюрморты, славящие ее щедрость, эпизоды повседневной жизни Павла Бенькова и Роберта Фалька, эпические по настрою линогравюры Владимира Фаворского, а также живописные и скульптурные портреты защитников страны и людей созидающих – земледельцев и учёных, композиторов и поэтов, – словно протягивали нить от недавнего мирного прошлого через годы испытаний к ожидаемому всеми миру.  Своим гуманистическим настроем они вселяли оптимизм и укрепляли веру в победу.

«Вспоминая Великую Отечественную»

Политические, героические, сатирические, просветительские, агитационные плакаты едва ли не ежедневно появлялись на улицах прифронтовых городов и в глубоком тылу. Они доходчиво доносили до жителей актуальные новости и перспективные задачи. На выставке представлены работы широко известных мастеров этого жанра: Дмитрия Моора, Кукрыниксов, Николая Кочергина, напечатанных в Ташкенте, Фрунзе и других городах.

По материалам выставки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
цветы эвкалипта ...
слово, прям заворожило, напомнив об исконной, сибирской  кухне. «Апельмение». Его произнесла наша Кукла, сидя рядом с папой и увлечённо шебурша в каких-то бумажках. Слишком редко моя внучка изволит со мной побеседовать в скайпе, мамы-переводчика рядом не случилось, папа шарился ...
Счастья ! Здоровья ! Всего самого хорошего в Новом году !СЛАВА РОССИИ ...
...
(с) warsh Многолетний друг нашей семьи. (с) warsh С 2010-го мы каждый год ездили к Наде и и её мужу Герберту в Германию - вместе с учащимися нашей школы. К ним ездили также школьные коллективы не только из России, но и Белоруссии и Украины, в том числе, танцевальные и ...