«Вспоминая Великую Отечественную»

К 80-летию Дня Победы в ВОВ в Москве открываются юбилейные выставки. В Государственном музее Востока выставка «Вспоминая Великую Отечественную…» из более 100 произведений признанных мастеров отечественного искусства, которые были созданы и экспонировались в военные годы на Кавказе и в Средней Азии.

А идти на эту выставку нужно хотя бы ради картин Павла Бенькова. Когда в 1930 году Павел Беньков окончательно переехал из Казани в Самарканд, то новые темы, свет и краски Востока потребовали нового художественного воплощения. Заметно изменился живописный почерк художника, ярче стали проявляться его импрессионистические интонации.

На Востоке Беньков часто пишет картины на темы, традиционные для социалистического реализма: новый социалистический быт, образ советского трудящегося человека, строителя новой жизни. В белой чалме, седобородый, с живыми и умными глазами, пожилой колхозник изображён в момент, когда он, закончив свою работу, привычным движением закидывает тяжёлый кетмень на плечо. Фигура ударника больше натуральной величины, что придаёт образу весомость и монументальность.

Пейзажи военных годов полны ясной гармонии, тишины и элегического покоя. В изображении природы главными становятся два мотива – весна и осень, расцвет и угасание.



Через состояние природы, настроение людей, изменения, внесённые войной в привычные будни города, художник выражает своё душевное волнение, откликается на происходящие события. Художник говорил: «Хочу заставить и пейзаж работать на войну, пейзажем помогать борьбе с фашистами».


Ученица Бенькова ещё по Казани Зинаида Ковалевская (1902-1979) в Самарканде работала на кафедре этнографии Узбекского Государственного научно-исследовательского института. В своих живописных работах полностью следовала за своим учителем Павлом Беньковым.

В военные годы на глазах Александра Волкова (1896-1957) разрушался горячо любимый им мир Востока, который он со всей страстью воссоздавал на рубеже 1910-1920-х годов. Будучи обвинённым в формализме, лишённый работы, а значит и средств существования, он дал приют эвакуированным в своей маленькой «мастерской». На представленной на выставке работе художника в клубах пыли, пронизанной вечерним солнцем, проносится караван, словно мираж, словно тень далёких времён, мимо развалин тимуридской мечети.

Мартирос Сарьян (1880-1972) на протяжении всей жизни писал цветы: ликующие, лирические, узнаваемые и не очень… На приведённом натюрморте – поникшие цветы, и задаёшься вопросом, какая беспощадная сила погнула стебли, смяла листья, перемешала всё это цветочное великолепие? Ответ прост – дата написания 1941 год.




Ученица блистательных мастеров отечественной живописи Надежды Удальцовой, Константина Истомина, Кузьмы Петрова-Водкина Мариам Асламазян (1907-2006) во время блокады Ленинграда лишилась большей части своих ранних работ. Но это не убило в ней радости бытия, энергии света.

В военные годы, будучи арестованным и сосланным в Магадан, Василий Шухаев (1887-1973) вообще на занимался живописью. Освобождён художник был 29 апреля 1945 года. Представленный натюрморт написан, когда Шухаев, уже будучи формально свободным, мог ходить на прогулки в окрестностях Магадана. Скромные колымские цветы написаны с какой-то особой нежностью - это было возвращение к жизни, к цвету, к привычной работе красками.



Роберт Фальк (1890-1958) оказался в эвакуации в Самарканде осенью 1941 года, где читал лекции по искусству. Жизненные трагедии – уход сына добровольцем на фронт, затем смерть сына от ран в 1943 году – не способствовали творческой работе. Порой Фальк приходил в отчаяние: «Я учу голодных студентов. К чему? Кому это нужно? Разве живопись нужна сейчас?». Но потребность в творчестве оказалась сильнее.


Владимир Фаворский (1886-1964) уехал в Самарканд вместе со студентами Московского художественного института осенью 1941 года. Здесь в эвакуации художник освоил новую для себя технику линогравюры, мастерски применяя ритмичные чередования черных и белых полос и пятен.


А графические работы Амшея Нюренберга (1887-1979), выполненные в эвакуации – эмоционально окрашенная хроника. Ташкент на его рисунках предстаёт печальным, неказистым, с кривыми улочками, разъезженными колеями. Более двухсот тысяч детей-сирот приютил Узбекистан, поэтому на рисунках художника примета военного времени – детские сады.




Созданные Мартиросом Сарьяном пейзажи родной земли и натюрморты, славящие ее щедрость, эпизоды повседневной жизни Павла Бенькова и Роберта Фалька, эпические по настрою линогравюры Владимира Фаворского, а также живописные и скульптурные портреты защитников страны и людей созидающих – земледельцев и учёных, композиторов и поэтов, – словно протягивали нить от недавнего мирного прошлого через годы испытаний к ожидаемому всеми миру. Своим гуманистическим настроем они вселяли оптимизм и укрепляли веру в победу.

Политические, героические, сатирические, просветительские, агитационные плакаты едва ли не ежедневно появлялись на улицах прифронтовых городов и в глубоком тылу. Они доходчиво доносили до жителей актуальные новости и перспективные задачи. На выставке представлены работы широко известных мастеров этого жанра: Дмитрия Моора, Кукрыниксов, Николая Кочергина, напечатанных в Ташкенте, Фрунзе и других городах.
По материалам выставки.
|
</> |