Всеобщие добродетели

Большую часть жизни он правил, и его управление было основано на экономии и контроле – добродетелях, вошедших в историю под названием его государства.
Эти добродетели дополнились недлинным списком достоинств, которыми должен обладать любой разумный и честный человек. Этот список стал основой общественной морали одного сильного государства и одной крепкой нации.
Бережливость, дисциплинированность, мужество, надежность, верность, скромность, справедливость, усердие, честность и ответственность – вот основные пункты морали его народа. Неужели у кого есть возражения против хотя бы одной из позиций?
У нас много рассуждают о том, что в психологии называется высшими моральными чувствами. Именно они отражают отношение личности к явлениям социальной действительности и те переживания, которые эти явления вызывают. Объектом моральных чувств становятся не только отдельные люди, но и социальные институты и учреждения, коллективы, государство, жизненные события, человеческие отношения и сам человек.
Когда человек узнает о каком-либо событии или поступке, он дает им моральную оценку, сопровождающуюся эмоциональными переживаниями. Каким образом это происходит? Очень просто: путем сопоставления произошедшего события с усвоенными моральными нормами.
Если в моральном перечне человека нет усердия и ответственности, он будет совершенно равнодушен ко многим общественным порокам. Если его не убедили в том, что быть бережливым и умеренным – хорошо, он станет пьянствовать, «шиковать» и чревоугодничать.
Зачем искать новые нравственные ориентиры, когда они давно перечислены и проверены временем? Нация, которую он убедил стремиться к этим добродетелям, будет успешной и сильной.
Мне эти добродетели близки и понятны, и я была бы рада, если бы моя страна взяла их в качестве моральных ориентиров.
А как думаете Вы?
Эти добродетели могут стать нравственной основой современного общества? Есть ли шанс у такой перспективы? И если его нет, то в чем кроется причина: в добродетелях или в состоянии общества?
|
</> |