"Всеобщее образование породило людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что стоит читать".

топ 100 блогов irinavision08.05.2010 В журнале chuliganka поставлен интересный вопрос о том, что следовало бы  изучать в курсе школьной литературы http://chuliganka.livejournal.com/142729.html.  Первоначально тема была  поднята в журнале kurkumar, а потом уже перенесена к chuliganka, так что обсуждение велось в обоих журналах. Если коротко, имеются две противоположные точки зрения:
1."Со школы терпеть не мог классическую литературу, особенно русскую. Она мне казалась мега-унылым морализаторским отстоем, который нужно почитать хотя бы кусками, чтобы потом было о чем писать сочинение. Возможно, нам просто давали не ту программу. Или давали не вовремя. ... лучше, по-моему, в школьную программу включить больше той же мифологии или качественной фантастики/фэнтези - и воображение у ребенка будет развиваться, и любовь к чтению авось привьется."
2."Ни в коем случае! Таким способом будет развиваться любовь к РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОМУ чтению и только. ... Фантастика - это лишь один жанр литературы, а школа должна давать знания и умения. В том числе и умение ПОНИМАТЬ литературу, а не просто следить за увлекательным сюжетом. ... человек должен самостоятельно вырабатывать свои этические представления... Взрослым отношениям нужно учиться, и литература, безусловно, в этом подспорье. Но подспорьем может быть только та литература, в которой содержатся серьёзные вещи для размышлений".

Примерно вот так. Ну, и я тоже призадумалась и в результате поняла, что согласна с обеими точками зрения. Необходимо и серьёзное, и развлекательное чтение. Нужны и классика (отобранная в соответствии с возрастными особенностями школьников), и современная литература (будь то фантастика, фэнтези, рэп-поэзия...). И пускай каждый сам разберётся, что ему по душе в данный момент. Но прежде, чем разобраться, пусть ознакомится с тем, что есть, так сказать, в ассортименте. И главное - важно, кто именно и как будет преподавать литературу. Вообще-то это было самым главным всегда. Собственный пример. Я ненавидела литературу как предмет почти все годы обучения в школе, хотя читала запоем. Наша учительница, бия себя кулаком в грудь, часто начинала разбор произведений с фразы: "Я как коммунистка считаю...". Последовать за этим могло всё, что угодно. Это всё, что угодно, никак не вызывало любви ни к коммунистам, ни к литературе. И только, случайно попав на занятия филологической школы и встретив там Учителя, я поняла, что хочу преподавать литературу и буду преподавать её именно так, как он. Думаю, материал преподавания при этом может быть практически любым (непременно - разнообразным), но самое главное подход к этому материалу. Ну, и конечно, цель. Какова цель преподавания литературы в школе? Мне думается, что цель эта -  не анализ произведений, не изучение литературоведческих терминов и критических изысканий, а воспитание культурного человека, развитие художественного вкуса и самостоятельного мышления, в том числе - и образного, а главное - умения внимательно, вдумчиво читать, сооставлять  собственное мнение о прочитанном и аргументированно его излагать. Иными словами, цель - воспитание Читателя, который потом сможет сознательно выбрать свою Литературу. Кстати, знаю людей, вполне себе образованных, которые считают, как некогда Скалозуб, что "уж коли зло пресечь, собрать все книги бы, да сжечь", кроме технической и справочной литературы, разумеется. Что же, и такая точка зрения имеет право быть.
 
А как складывались Ваши отношения с уроками литературы? Надо бы и как именно модернизировать эти уроки? А может, просто отменить их для тех, кому это неинтресно (есть такая идея, ведь дети и без книг поглощают сегодня невероятное количество информации), и все дела? И ещё - как выбирать то, что необходимо прочитать школьнику, и "устанавливать строгие правила того, что следует читать, а что нет", если, как справедливо замечал Уайльд, "добрая половина современной культуры зиждется на том, чего читать не следует"?

Оставить комментарий

Dezire Kontanden 16.07.2014 22:21
А где книги о повышении урожайности на приусадебном участке? актуально. При наших доходах
Архив записей в блогах:
По следам деда Мороза. Подарили моей2,5 летке икеевскую дорогу лиллабу и парововозик брио, спасибо всем за советы. на али прикупила еще мост с подъемным механизм ом и тоннель. Мост круто, тоннель мимо. Играет икеевскими  же паровозиками и немного самоходным брио, как и все трехлетки ...
Была на прошлой неделе в Алупке и попросила мужа сфотографировать меня вяжущей. Усадил меня на камень в пруд, сфотографировал. Разметила у себя в жж, а подруга чуть изменила фото, но мне так нравится)) В общем, юмор: как вяжут феи) Было Стало, ...
Во всяком случае, Генпрокуратруа Турции начала расследование из-за вот этой вот карикатуры на президента Турции с подписью: «В частной жизни Эрдоган очень забавный». Номер вышел только сегодня, а в Турции уже отреагировали: «Очевидно, что это продукт ксенофобской, исламофобской и ...
Авотхуй :( Младший проснулся в четыре утра. С температурой. Так что никуда мы не едем. Билеты на электричку пришлось сдавать, с потерей аж 700 рэ, и теперь младший опять спит, а мы уже не можем - сидим и пыримся в компы, как зомби. Ну ыыыыыыыыыыы ...
Представители профессионального сообщества индустрии моды опубликовали открытое письмо в защиту уволенного главного редактора журнала L'Officiel Эвелины Хромченко. В поддержку журналистки высказались представители компании Fashion Consulting Group, а ...