"Всеобщее образование породило людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что стоит читать".




1."Со школы терпеть не мог классическую литературу, особенно русскую. Она мне казалась мега-унылым морализаторским отстоем, который нужно почитать хотя бы кусками, чтобы потом было о чем писать сочинение. Возможно, нам просто давали не ту программу. Или давали не вовремя. ... лучше, по-моему, в школьную программу включить больше той же мифологии или качественной фантастики/фэнтези - и воображение у ребенка будет развиваться, и любовь к чтению авось привьется."
2."Ни в коем случае! Таким способом будет развиваться любовь к РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОМУ чтению и только. ... Фантастика - это лишь один жанр литературы, а школа должна давать знания и умения. В том числе и умение ПОНИМАТЬ литературу, а не просто следить за увлекательным сюжетом. ... человек должен самостоятельно вырабатывать свои этические представления... Взрослым отношениям нужно учиться, и литература, безусловно, в этом подспорье. Но подспорьем может быть только та литература, в которой содержатся серьёзные вещи для размышлений".
Примерно вот так. Ну, и я тоже призадумалась и в результате поняла, что согласна с обеими точками зрения. Необходимо и серьёзное, и развлекательное чтение. Нужны и классика (отобранная в соответствии с возрастными особенностями школьников), и современная литература (будь то фантастика, фэнтези, рэп-поэзия...). И пускай каждый сам разберётся, что ему по душе в данный момент. Но прежде, чем разобраться, пусть ознакомится с тем, что есть, так сказать, в ассортименте. И главное - важно, кто именно и как будет преподавать литературу. Вообще-то это было самым главным всегда. Собственный пример. Я ненавидела литературу как предмет почти все годы обучения в школе, хотя читала запоем. Наша учительница, бия себя кулаком в грудь, часто начинала разбор произведений с фразы: "Я как коммунистка считаю...". Последовать за этим могло всё, что угодно. Это всё, что угодно, никак не вызывало любви ни к коммунистам, ни к литературе. И только, случайно попав на занятия филологической школы и встретив там Учителя, я поняла, что хочу преподавать литературу и буду преподавать её именно так, как он. Думаю, материал преподавания при этом может быть практически любым (непременно - разнообразным), но самое главное подход к этому материалу. Ну, и конечно, цель. Какова цель преподавания литературы в школе? Мне думается, что цель эта - не анализ произведений, не изучение литературоведческих терминов и критических изысканий, а воспитание культурного человека, развитие художественного вкуса и самостоятельного мышления, в том числе - и образного, а главное - умения внимательно, вдумчиво читать, сооставлять собственное мнение о прочитанном и аргументированно его излагать. Иными словами, цель - воспитание Читателя, который потом сможет сознательно выбрать свою Литературу. Кстати, знаю людей, вполне себе образованных, которые считают, как некогда Скалозуб, что "уж коли зло пресечь, собрать все книги бы, да сжечь", кроме технической и справочной литературы, разумеется. Что же, и такая точка зрения имеет право быть.
А как складывались Ваши отношения с уроками литературы? Надо бы и как именно модернизировать эти уроки? А может, просто отменить их для тех, кому это неинтресно (есть такая идея, ведь дети и без книг поглощают сегодня невероятное количество информации), и все дела? И ещё - как выбирать то, что необходимо прочитать школьнику, и "устанавливать строгие правила того, что следует читать, а что нет", если, как справедливо замечал Уайльд, "добрая половина современной культуры зиждется на том, чего читать не следует"?