«Всех не перевешаете! За меня отомстят товарищи!»
zina_korzina — 03.10.2010 — ИсторияВ 1990-е на всех этих людей, даже на пионеров-героев, были вылиты ушата медиа-помоев. Говорилось о том, что всё это мифы, что никаких героев не было, что их придумали совки в пропагандистских целях. Тогда же свободолюбивый пост-советикус узнал, что Зоя была сумасшедшая, а краснодонские молодогвардейцы считали себя малоросскими националистами, чем-то, вроде киношного атамана Грициана Таврического, воевавшего против всех за Рідну Україну. Ну, в данному случае, и против немчуры, так уж получилось. А потом на этой базе, мол, состряпали могуче-кровавую легенду о великих подпольщиках.
- В качестве иллюстраций взяты сканы страниц журнала «Пионер».
№1. 1942 год.
Сейчас об этом пишут гораздо более сдержанно и даже потихоньку возвращаются к исходным трактовкам. Что не может не радовать. Потому что общество не в состоянии жить одной только жвачкой и зрелищем. Из гламурной блестючки и обаяхи-миллиардера кумиров не состряпаешь. Большинство людей они только раздражают, а остальным - всё равно. Из дореволюционных поручиков и тонко_талийных смолянок кумиры получаются тоже гниловато-шансонеточные. Для истеричных дурочек - в самый раз. Те, кто поумнее - криво улыбаются. Один из моих читателей - raskol прислал мне занимательный комментарий: «На тему пионеров-героев, занимательной показалась информация, что чеченцы воспитывают молодых боевиков на примерах Зои и советской партизанской символике, а не на мусульманских героях... И работает». Я не буду комментировать - пусть каждый просто подумает.
Ну, а теперь - немного воспоминаний. Набор книжек «Пионеры-герои» был, кажется, у всех или почти у всех. Они были хорошо изданы, неплохо иллюстрированы, грамотно написаны. Имена этих героических детей знали все, даже те, кому было всё и всегда пофиг. А про Зою был прекрасный фильм, снятый ещё в военное время. Кстати, в этом фильме есть два очень интересных момента - во-первых, там постоянно повторяется прилагательное «русский» (чаще, чем «советский»), во-вторых, там можно увидеть панораму Москвы, снятую с Воробьёвых гор. Советую посмотреть, если не видели. Но что всегда поражало во всех этих историях про Зою или Зину Портнову? То, что было очень страшно. Фашисты в этих книжках и фильмах представали, как исчадия ада, как несомненные мучители и садисты. А наши пионеры и комсомольцы? Как мученики. Так. Вот с этого места поподробнее. Если попробовать определить жанр, то это будет похоже на жития святых мучеников. И даже фамилия - Космодемьянская - сугубо священническая, благородная, от Козьмы и Дамиана.
Книги-фильмы были строго каноничны: счастливая жизнь до войны - 22 июня 1941 года - непреодолимое желание уничтожить врага - подвиг - смерть (часто - именно мученическая). Разумеется, христианская мораль, она даже в её соцреализмовском исполнении, всё равно остаётся собой. Возможно, именно это и было основной ошибкой советского агитпропа. Мучеников жалко, быть на их месте не хочется. Детям интереснее быть Джеймсами Бондами - всех роскошно взорвать, потравить фашистов, поджечь их цирк с конями и столь же красиво усвистать по крышам и огородам - к своим. Ну, а если и смерть, то без тщательно прописанных мучений. Моя подруга детства разрыдалась на уроке в 3-м классе, когда учительница читала о казни Зины Портновой. Не надо жалости! То есть, если оценивать качество дидактики, то я могу сказать так - примеры были правильными, а вот жанр - увы, нет. Образы крепко запоминались, всё остальное - странно преломлялось в сознании.
Помню году этак в 1985-м один паренёк из дачных товарищей открыл великую тайну... Будто бы они ездили с классом в Петрищево и некая бабка (sic!) им тайно поведала, что Зою, прежде чем убить, всю ночь насиловали фашисты. Вообще, почему-то в связи с Зоей ходило много каких-то скабрезных и - оскорбительных подробностей. Потом, уже в 1990-е, этому нашли рациональное объяснение - многих половозрелых придурков (как писалось в статье) смущала вот эта фотка Зои, и для многих (о, ужас!) она явилась первым в их жизни опытом созерцания дамской груди. Я не берусь это анализировать - просто удивляюсь. Возможно, что автор привычно соврал. Потом дети друг друга пугали рассказами, что некую пионерку-подпольщицу фашисты сожгли на медленном огне, другую - заморозили, как Карбышева. В общем, в пионерлагерных страшилках эти образы играли не последнюю роль. Имела место и дворовая песня про девочку Людмилу из города Черкассы, которую повесили жестокие фрицы. В общем-то, это говорит о популярности образов...
- ...Повторюсь - эмоциональной и композиционной кульминацией этих
житийных историй были мучения и смерть пионера или комсомольца. На
мой взгляд, самым острым событием должны стать само действие героя
и его личная мотивация; печальный же исход должен быть смазан или
минимизирован. Не мученичество, а, простите, крутость. Надо ли
современным детям говорить об этих персонажах? Разумеется, надо.
Сейчас. И не ждать, пока этим наследием воспользуются те,
другие.
- Авторская статья
френда о Зое.