Микро-Лениниана: цинизм, реклама и прочая "The Mummy Returns'.

Без Ленина, как без рекламы, не мог существовать сам жизненный фон. Именно - фон. Мы знаем, что БиЛайн - это «Живи на яркой стороне!». А тогда мы знали, что «Октябрята - внучата Ильича!» Звучит, как слоган, не требующий никакой мысли. Сейчас мы быстренько пролистываем рекламу, тогда мы не менее спешно пролистывали «дедушку Ленина». Это имя, а точнее - этот логотип, уже переставал существовать в применении к живому и более того - к неординарному человеку. Одних он раздражал, другим - не мешал. Третьи делали на нём диссеры и - капиталы. Работать в рекламе, как и в Лениниане, дело прибыльное и сулящее блага.



- Иллюстрации О. Верейского. Журнал «Юность». №11.
1969.
- Стихотворение С.Трескунова. Журнал «Юность». №4.
1969.
Много постперестроечных томов уже исписано на тему «Ленинизм, как новая религия». Да, многое сходится. Попытка создать новый культ на месте утраченного, разумеется, имела место и все эти ленинские субботники с неофициально-стёбным названием «Красная Пасха» тоже присутствовали в нашей жизни. И крестные ходы в виде первомайских шествий с квази_хоругвями, и красные уголки с гипсовым идолом, и усыпальница Вечно Живого. И да, и нет. Потому что, как раз, перегнули палку. Сделать божество не получилось, Ленин-человек тоже выходил фальшиво-карамельным и совершенно неинтересным. Он проигрывал рядом со зловещим и брутальным Джугашвили. В журнально-киношном Сталине есть обаяние зла, мужская сила; в плакатно-хрестоматийном Ильиче интереса - нуль. Рекламщики-пропагандисты кидались из одной крайности в другую, не зная, каким же ещё боком повернуть к нам дворянина Ульянова... Но все эти «бока» были неинтересными.
...А ведь он был авантюрист, не дурак поесть и поволочиться за дамами. Некрасив и непредставителен, но как завораживал толпу. А как он отомстил за брата! Почему не это? Почему какая-то слащавость? Его неправильно нам подавали. Из него упорно лепили святошу и картавого дурачка, любящего детей и рыбок. Это не герой. Это нечто однозначное и приправленное патокой славословия. И со множеством восклицательных знаков, как всё в той же рекламе. Фигура Ленина была попросту неинтересной в силу своей хорошести-правильности. К тому же, его было слишком много, чтобы разглядеть в нём нечто, похожее на «изюминку». Представить себе человека, всерьёз увлечённого жизнью Ленина, было попросту невозможно. Большинство создателей «застойной» Ленинианы слыли невероятными циниками (об этом и Довлатов упоминает!). А какими циниками были школяры/студенты, которые оказывались вынуждены каждый день в той или иной форме соприкасаться с этой самой Ленинианой! Созданное с внутренним стёбом и без благоговения, встречает такой же отклик.
- Иллюстрации Н.Жукова. Журнал «Юность». №4.
1969.
- Стихотворение М.Лисянского. Журнал «Юность». №4.
1969.
Расскажу две истории, которые мне поведали совершенно разные люди, причём тут уже неважно - всё ли тут правда. Ибо сам факт такого рассказа свидетельствует о том цинизме, который процветал... В одной школе проходил субботник. Старшеклассники взяли полый внутри, гипсовый бюст Ленина и насильно надели на какого-то мелкого школьничка. Эта орущая махина на тонких ножках очень веселила злых пацанов. Сие сооружение так и ходило, пока само собой не разбилось об стену... В другой школе установили новый бюст Ленина, а старый поставили в подсобке актового зала, где иной раз пировали пионервожатые с старшеклассниками (ну, после репетиции драмкружка, например). Так вот у этого бюста буквально выбили глаза и совали туда бумажки и прочий мусор. Потом (как со смехом рассказывал мне очевидец), когда подняли Ильича, оттуда вывалился настоящий Монблан бумаг, объедков и смятых стаканчиков из-под мороженого.
В общем, и тут отношение, как к рекламе, которую нам суют возле Метро. Лично я относилась к фигуре Ленина, как к нераздражающему фону. Спокойно изучала его работы, спокойно цитировала, без отвращения наблюдала за появлением Кирилла Лаврова в этой звёздно-прибыльной роли. Никогда не восхищалась ни Володюшкой, ни его дерзновенной Наденькой. Никогда не возмущалась тем, что этих платонических (на вид) супругов было слишком много. Ну есть, и ладно. Потом точно также мне было всё равно, когда их всех начали развенчивать. Если потоки брани в отношении Сталина волновали и заставляли жадно читать статьи и мемуары, то с Лениным всё было скучнее и тусклее. Его уход с первых полос и с рекламных щитов никто, по сути, не заметил! Крушение Сталина выглядело патетично, в красно-чёрных тонах, в отблесках пламени. А Ленина? Ленина просто тихонечко убрали из мейнстрима.
- ...Чтобы на его месте возникла реклама всяко-разных Сансилков,
Блендамедов и Мегафонов. Такая же фоновая, такая же
назойливо-вездесущая. Сейчас много пишут о проблеме Мавзолея -
убирать или оставить, хоронить или продолжать держать сие тело
посреди Москвы. Не знаю, что сказать. Лишь бы не ожил и не устроил
шоу в стиле «Мумия возвращается». А ещё сейчас самое время, чтобы
наконец-то разглядеть, кем же был Ильич на самом деле. Полагаю, что
он не так уныло-стёбно-слащаво-утомителен, как это кажется...
Политический авантюрист, брат террориста, любовник Арманд. Архи
пикантная штучка, батеньки!