Все равно что известку со стены слизывать

Доктор доказательной медицины Борис Бриль рассказал, чем лечат коронавирус за границей и в России.

"Фавипиравир появился в 2002 году, его использовали для лечения гриппа, но он не просто бесполезный, но и опасный — способен нарушать эмбриональное развитие, токсичен при беременности и планировании беременности. Есть и побочные эффекты — накопление мочевой кислоты в крови. Причину, по которой его назначают, я бы искал в финансовой заинтересованности того, кто его продвигает. Он не применяется нигде в мире. Во многих больницах дается и "Арбидол", и "Гриппферон", и другие эти препараты мракобесия. Против вирусов сейчас нет лекарств. Если я в Израиле начну рекомендовать фероны, меня посадят в тюрьму. В России врачи выписывают, а люди скупают. Некоторые говорят: "я пил "Арбидол" и выздоровел", но если бы вы его не пили, вы бы тоже выздоровели. Люди вообще имеют свойство выздоравливать. Сами по себе", цитирует Бриля российское издание.
Отвечая на вопрос собеседника "Если тот же "Арбидол" не сильно бьет по карману, то препараты, такие как "Арепливир", находятся в более высоком ценовом сегменте — упаковка от 5 тысяч рублей, и люди их покупают, ведь если дорогое, значит, работает. На них тоже нет надежды?", израильский эксперт ответил: "В аптеке эти препараты доступны, но толку от них нет. С таким же успехом можно известку со стены слизывать. Нужно понимать, что в России вообще любые лекарства можно купить в аптеке, кроме наркотиков для онкобольных. Человек может пойти и купить лекарство по совету друзей, потом попадет в больницу из-за бездумного приема".
Бриль не исключил вероятности того, что продаваемые в России в свободном доступе препараты могут повышать смертность.
"Для начала те препараты, которые продаются в свободном доступе в России, мы говорим о феронах и противовирусных, не доказали даже свою безопасность при коронавирусе. Возможно, они могут повышать и смертность. Никто эти препараты не исследует. Может, неэффективны, а может, еще и вредны. Когда в медицине говорят о том, что препарат неэффективен, его назначать уже нельзя", заявил Бриль.
Собеседник Бриля попросил прокомментировать использование дексаметазона при лечении коронавируса, отметив, что по слухам это единственный доказавший эффективность препарат.
"Он не лечит коронавирус, он снимает его последствия. Этот препарат опасен при легкой форме и может привести к летальному исходу. Его назначают пациентам с сатурацией ниже 94, с частотой дыхания выше 27. В тяжелой форме у пациента начинается цитокиновый шторм — состояние, когда иммунитет слишком активен, нарушается целостность тканей, из-за этого происходят тромбозы. Дексаметазон снижает иммунный ответ и облегчает состояние человека.
Если этот препарат принимает пациент с легкой формой коронавируса, то его иммунитет снижает активность, а вирус сильнее размножается — пациент заходит в тяжелую стадию заболевания. А мог просто пропить парацетамол, чай и выздороветь. Даже исследования показали, что при применении дексаметазона в легкой форме заболевания коронавирусом люди уходили в тяжелую фазу на 50% больше, чем те, кто не принимал дексаметазон вообще. Это очень тяжелое лекарство", ответил Бриль.